Часть 22
Военно-Сухумская дорога уводит нас всё дальше в горы,
и вот перед нами река Кодор,
а значит наша цель близка.
Мы остановились у въезда на мост через реку, чтобы немного приди в себя после тряской дороги. Часть экскурсантов достала вино, но я не рискнула к ним присоединиться. Во-первых, мы еще даже не добрались до конечной цели нашего путешествия – смотровой площадки над Кодорским ущельем, а во-вторых нам еще назад ехать по этой прекрасной дороге.
Тут бы без вина выжить. Вестибулярный аппарат у меня устойчивый, да и желудок достаточно крепкий, но зачем их подвергать дополнительным испытаниям без необходимости?
Поэтому я походила по мосту, пофотографировала реку в обе стороны,
а потом подошла к группе людей непьющих, но и не фотографирующих: они внимательно слушали, что рассказывает водитель головного джипа.
Часть рассказа я, конечно, пропустила, но гид Нана тоже рассказывала о дольменах, поэтому тут я соединю эти два рассказа вместе.
Да тут, вокруг этой дороги полно древних сооружений, и я бы мог вам их показать. Приезжайте к нам еще раз, звоните, я вам все древности покажу! Вообще, чтобы вы знали, дольмены Абхазии старше, чем пирамиды Египта!
Старший джиповод
А еще эти дольмены весьма велики. Например, самый крупный из 15 эшерских дольменов весит 110 тонн, причем только покровная плита 22 тонны весит. Как такие каменюки таскали, причем в эпоху бронзы, загадка. И главное зачем?
В общем, сплошные вопросы и ни одного ответа.
Дольмены считаются «местом силы», но как измерить их влияние? Не знаю. Я вообще материалист и во все эти штуки не особо верю, тем более что «место силы»
предмет темный, исследованию не подлежит
к/ф «Формула любви»
Кого хоронили в дольменах, тоже большой вопрос. Судя по размерам сооружения можно предположить, что оно было рассчитано на вождя или жреца, потому что так заморачиваться ради простого члена племени никто не будет. Кроме того, дольмены играли существенную роль в ходе обряда вторичного захоронения.
Умершего человека не предавали земле. Сначала тело заворачивали в бычью шкуру и подвешивали на дерево в священной роще, в которую вход был запрещен всем, кроме жрецов. Представив общую атмосферу в роще, не могу сказать, что для жрецов это была привилегия.
Когда тело практически истлевало, оставшиеся кости вместе с тем, что не истлело и что вороны не доели
как раз-таки и закладывали в дольмены. По древнеабхазским верованиям душа умершего, даже самого близкого, могла после смерти навредить живым. Поэтому кости вместе с душой засовывали в дольмен и крепко-накрепко закрывали, чтобы ни малейшей щелочки не было.
Кстати, дольмены являются признаком того, что на этой земле издревле жили именно абхазские племена, потому что у грузин не было такого обычая.
И вот тут вырисовывается самое интересное. Откровенно скажу, лопатить информацию для перепроверки мне лень, поэтому теорию оставлю на совести гида Наны. Хотя лично я к подобным натягиваниям местной совы на легендарно-исторический глобус отношусь чрезвычайно скептически.
Так вот…
Когда греки описывали Колхиду, они упоминали, что местные племена не предают своих мертвых земле и описывали обряд вторичного захоронения.
Этот обряд существовал у абхазских племен аж до XVIII века, пусть и не массово. У грузин такого обряда не существовало никогда.
Так вот, возникает вопрос: а где именно находилась Колхида?
Тем более, что в грузинском языке никогда не было слова «колхи», оно есть только в абхазском языке и переводится как «бронзодел». Бронзовые рудники, ныне заброшенные, до сих пор находят на территории Абхазии.
Гид Нана
На этом месте я тихо сползла под кресло, стараясь не задохнуться от смеха. Дело в том, что бронза это не самородный металл, это сплав меди с оловом, кстати, слово «бронзоДЕЛ» тоже как бы намекает. Может медные рудники находят? Ладно, слушаем дальше.
Кроме того, в мифах упоминается, что царя Колхиды звали Ээт, и он был сын бога солнца Гелиоса. А у абхазов божество захода и восхода солнца носило имя Хайт. Так вот, если записать это имя на слух на греческом, а потом с греческого перевести на русский, то может и Ээт получиться.
Гид Нана
Не, ну при переводе туда-сюда может получиться вообще всё, что угодно. Все мы слышали прекрасный анекдот про перевод частушки сначала с русского на английский, а потом с английского на русский.
А читать один и тот же стих в разных переводах – вообще занятие не для слабонервных. И это я еще не настолько хорошо знаю английский, чтобы лично оценить оригинал.
А сына Ээта звали Апсирд. Это же вообще абсолютно абхазо-адыгское сочетание. Зачем далеко ходить? Апсны – название Абхазии! В общем, я вам дала тему для раздумий.
Гид Нана
Ага, больше нам подумать не о чем, кроме местечковой мании величия…
Сами дольмены нам так и не показали. Возле Военно-Сухумской дороги мы, конечно видели следы пребывания на этих землях иной цивилизации, гораздо более высокого уровня развития,
но это всё же не та древность.
После краткой экскурсии мы вновь разместились в УАЗах и стали подниматься вверх.
Это был самый сложный участок нашего сегодняшнего путешествия. И да, ВОТ ЭТО – это тоже Военно-Сухумская дорога.
Но все наши страдания были вознаграждены открывшимся прекрасным видом на Кодорское ущелье.
Кодор (у абхазов Кудры, у грузин Кодори) является самой крупной рекой в этой части Абхазии, которая берет начало на Нахарском перевале, где на высоте 3200 метров сливаются воедино реки Гвандра и Сакен.
В верхнем течении (увидеть которое туристам проблематично, поскольку оно находится почти у самой грузинской границы) Кодор протискивается через горные увалы и вырывается в заросшую лесами и пастбищами живописную долину.
Питается река дождевыми осадками, подземными родниками и водами тающих ледников южных склонов Главного Кавказского хребта и Сакенской гряды.
Мощь Кадора усиливают реки Клыч и Адзгара, являющимися его самыми полноводными притоками.
Общая длина Кодора составляет 170 км, и он впадает в море в 20 км от Сухума.
Кодорское ущелье считается одним из самых живописных мест Абхазии и находится на высоте 1300 – 3984 метра над уровнем моря.
На какой высоте находится смотровая площадка, с которой мы любовались ущельем, нам или не сказали, или я не запомнила.
Возраст Кодорскоого ущелья, как и самих Кавказских гор, насчитывает сотни тысяч лет.
Образовалась долина после того, как глобальные тектонические подземные катаклизмы, произошедшие в Кайнозое, сдвинули монолитные пласты, в результате чего образовался глубокий провал, а наступавший ледник расширил углубление и сгладил отвесные склоны.
Окончание следует...