Тема транзита через Лондон вызывает на форумах и в чатах путешественников множество вопросов и споров из-за непонимания, как он работает.
В этой статье предлагаю разобраться, возможен ли сейчас для граждан России транзит БЕЗ визы Великобритании через Лондон с выходом в город. В конце - описание возникшей у нас проблемы с вылетом в Лондон (с длинной стыковкой) из США из-за некорректных данных у американской стороны.
Сразу скажу: да, транзит возможен, но не во всех случаях, и лишь для тех, кто имеет визу одной из стран из конкретного списка и направляется в эту страну, следуя через Лондон, соблюдая при этом ряд условий.
Возможно, прозвучало сложно, но на деле главное – один раз разобраться.
Суть безвизового транзита в Великобритании.
В общих случаях, сейчас для выхода в город гражданам РФ нужна виза Великобритании, но есть исключение, и это исключение называется Transit without visa (TWOV).
Существует 2 вида такого транзита: Airside Transit и Landside Transit.
Первый означает, что вы не выйдете из транзитной зоны аэропорта, а во втором случае как раз подразумевается возможность выхода в город. Здесь описываю второй случай, хотя первый еще проще, и если у вас подобная короткая стыковка без выхода в город, то проблем не должно возникнуть вовсе.
Итак, вы имеете право на такой транзит, если у вас есть:
- Действительная виза для въезда в одну из стран: Австралия, Канада, Новая Зеландия или США;
- Действительный авиабилет через Великобританию в рамках разумного путешествия В страну из списка или ИЗ этой страны.
То есть, если у вас есть виза США, и вы направляетесь, например, по маршруту Стамбул-Лондон-Майами, то для вас такой транзит возможен. То же самое и с остальными тремя странами. И то же самое в обратную сторону (напр., Майами-Лондон-Стамбул). Заметили фразу "в рамках разумного путешествия" в пункте 2? Об этом поговорим немного позже.
Также под исключение попадают люди, у которых есть действительный вид на жительства тех стран, а также Швейцарии или стран ЕЭЗ, но подробности здесь описываю для российских туристов, поэтому данный пункт опустим.
❗ ВАЖНО: если у вас есть виза США/Канады/Австралии/Новой Зеландии, но вы хотите взять билет через Лондон не в одну из этих стран, а, допустим, в Италию через Турцию – так делать нельзя!❌ Билет должен быть именно в страну или из страны из данного списка.
Если вы хотите полететь через Лондон в одну из перечисленных выше стран, то для транзита с выходом в город важно, чтобы были соблюдены следующие 3 условия:
1. Вы прибываете и вылетаете воздушным транспортом;
2. Вы имеете подтвержденный рейс, который отправляется до 23:59 следующего дня после прибытия;
То есть, если ваш рейс прилетает 1 декабря в 15:00, то следующий рейс должен вылетать не позже 2 декабря 23:59. Также, крайне желательно, чтобы рейсы были в единой брони, или хотя бы не лоукостерами, потому что с ними могут возникнуть проблемы.
3. Вы имеете при себе необходимые документы (то есть, визу в страну назначения).
На паспортный контроль лучше подходить сразу с посадочным талоном на следующий рейс. Зарегистрироваться можно также прямо в транзитной зоне, если регистрация откроется к моменту прилёта в Лондон. Если предполагается ночь в Лондоне, то лучше иметь также забронированный отель.
💡 Внимание! Гарантировать, что вас выпустят в город, на 100% нельзя (как в принципе даже и в ситуации, если у вас есть виза), потому что это зависит от ряда факторов. Но минимизировать риски невыхода можно.
Здесь как раз вспоминаем момент фразы в правилах о "разумном" путешествии. Если ваш рейс прибывает в Лондон вечером одного дня, а следующий рейс вылетает утром следующего - шансы выйти в город без дополнительных вопросов очень большие.
И наоборот, вас скорее всего НЕ выпустят в город, если у вас небольшая стыковка, особенно дневная. К примеру, ваш рейс прилетает в 10 утра, и вылетает в 16:00 того же дня. Казалось бы, стыковка не самая маленькая и вполне можно успеть выйти в город, но выпустят в таком случае или нет - на усмотрение пограничника, и нужно доказать целесообразность выхода.
Еще один важный момент: такой транзит - это уступка, а не правило, и нельзя давить на пограничника или заявлять, что он обязан вас выпустить.
✅ Если спросят цель выхода, нужно спокойно объяснить, что хотите отдохнуть между рейсами. Если предстоит ночь, покажите, что забронировали отель для этого недалеко от аэропорта, и так далее.
❌ Если же вы скажете что-то вроде "хочу выйти, чтобы погулять по Лондону" - вероятность отказа возрастает, ведь для этой цели и придумана туристическая виза. При этом, когда вас выпустят, ехать вы, конечно, можете куда захотите, если будут силы и желание. Надеюсь, суть я донесла.
Частый вопрос: можно ли лететь лоукостерами и менять аэропорт в Лондоне?
Выше я уже говорила, что лучше всего иметь единый билет, при этом рейсы могут осуществлять и разные авиакомпании (например, у нас были рейсы British Airways и American Airlines). Формально, попробовать взять раздельные билеты лоукостерами вы можете, и есть такие удачные примеры, но знайте, что это повышает риски не улететь вовсе: ведь если не выпустят из первого аэропорта, в другой вы не попадете!
Идеальный вариант - прилёт и вылет из одного аэропорта, ночь в Лондоне и забронированный отель. Если у вас просто короткая стыковка в одном аэропорту 2-4 часа без планов на выход в город, то и с пограничниками общаться не придется, просто пройдете на следующий рейс.
Личный опыт транзита с выходом в город в Лондоне:
Мы летали по описанной выше уступке в США и обратно: туда в июле, обартно в сентябре 2024 года, и оба раза выходили в город. На фото – штампы, которые ставят при таком транзите (landside transit). На них указана дата въезда и дата, до которой вы должны выехать из страны. Далее опишу оба случая, один из которых заставил нас понервничать.
Первый раз летели Стамбул-Лондон-Чикаго-Буффало, British Airways + American Airlines. В Стамбуле без проблем сразу дали посадочные на все 3 рейса, уточнили только о наличии визы в США. 12 июля прилетели из Стамбула в Лондон около 20:00, вылет в Чикаго 13 июля в 8:10, то есть стыковка была 12 часов. Выпустили в город вообще без вопросов, бронь отеля даже и не спросили, единственный вопрос: «завтра улетаете?». Всё. Улетели так же просто.
Второй раз пошел не по плану уже из-за отмены рейса British Airways за день до вылета из Вашингтона в Лондон, где мы планировали на этот раз провести сутки. После обмена билетов на вылет из Нью-Йорка (отдельная история), у нас были проблемы перед вылетом в Нью-Йорке.
Оказалось, что у американцев система не показывает возможность такого транзита и не дает нас зарегистрировать на рейс (самостоятельно зарегистрироваться тоже не получалось, само собой). В аэропорту JFK Нью-Йорка нам пытались доказать в течение 2 часов, что мы не имеем права так лететь и должны покинуть Лондон в тот же календарный день, что и прибудем туда. Хотя, на самом деле, можно до конца следующего дня! А мы всё это время пытались объяснить обратное.
Как показала практика, с американцами бороться сложно даже при наличии документов, подтверждающих нашу правоту, а также при подтверждении этого факта самими англичанами на линии!
Для тех, кто планирует лететь подобным образом с длинной стыковкой, описываю эту ситуацию ниже полностью:
Во-первых, будьте готовы встретиться с непониманием.
У американцев, по крайней мере в Нью-Йорке, система выдавала, что мы должны покинуть Лондон в тот же календарный день, что и прилетели (хотя на самом деле можно до 23:59 следующего дня). Наш вылет был запланирован на 10 утра следующего дня, почти ровно через сутки после прилёта, что очень даже укладывалось в норму, с большим запасом.
Как вы понимаете, у нас на тот момент уже были штампы из Хитроу в паспортах с разными датами в начале этой поездки (безвизовый транзит с ночевкой в отеле в городе) – тоже показывали, не помогло.
Они говорили полнейшую ерунду, начиная с того, что это транзит - не по воздуху, а по земле, и заканчивая тем, что у нас должно быть не больше 24 часов в Лондоне (хотя у нас и выходило 23 ч. 40 мин.).
⏳ 2 часа мы стояли и спорили на стойках регистрации на рейс из Нью-Йорка (JFK) в Лондон, где в итоге собралось человек 5 сотрудников, которые нас убеждали, что правила не такие, как мы рассказываем. А в конечном итоге, за 5 минут до конца регистрации, они всё же заставили нас менять время вылета из Хитроу, и выдали посадочные на рейс Лондон-Стамбул с вылетом в день прилёта туда, что нас не устраивало, само собой. К тому же, в Лондоне был забронирован и оплачен отель. И это даже после звонка в сам Лондон одним из сотрудников, которому подтвердили, что нас можно пропускать. Но хоть бесплатно дали новые посадочные, и на том спасибо.
В итоге, уже после прилёта в Лондон мы пошли к стойкам авиакомпании в транзитной зоне, где с нами предельно вежливо поговорили и оставили предыдущие билеты: без вопросов, и без доплат (в Нью-Йорке эту бронь не убрали). Правда, там не сразу поняли, почему у нас столько изменений в бронировании.
В конце концов, на паспортном контроле нас спокойно выпустили в город на сутки. Правда, на паспортном сотрудник сказал, чтобы в следующий раз оформляли визу. Через сутки мы улетели по плану в Стамбул и всё, никаких проблем. Если бы не американцы, оба этих транзита прошли отлично, ва о второй раз мы не только отдохнули между рейсами, но и погуляли.
Поэтому, рекомендовать такой транзит я могу, но с оговоркой, что в случае подобных недопониманий нужно быть готовым и к дискуссиям, и к принудительной замене следующего рейса. Но даже это можно изменить по прилёте, как показал наш опыт.
Если же у вас стыковка короткая и вы не планируете выходить из терминала, то даже американцы вам будут не страшны. Сохраните себе или распечатайте официальные правила для аэропорта вылета, и летите без проблем.
Официальные правила с источником
👉🏼 Для подтверждения моих слов, обратимся к актуальному официальному документу с сайта правительства Великобритании, который вы можете просмотреть/скачать по ссылке:
В будущем при транзите рекомендую иметь его с собой, чтобы показать в случае подобного недопонимания сотрудникам аэропортов.
Для вашего удобства я прикреплю скриншоты по частям данного документа. Он хоть и небольшой, но содержит довольно много информации.
На первом скриншоте список стран, которые разделены по цветам, Россия выделена красным. Сверху указано: "транзит возможен при конкретных обстоятельствах, которые указаны ниже".
На втором скриншоте прописаны на английском все те условия, которые я описала выше в статье. Если вы хотите выйти в город, то смотрите на правую часть страницы, и её же показывайте в случае недопонимания сотрудникам аэропортов, ссылаясь на сайт правительства Великобритании.
Это основная информация, которая может понадобиться вам в случае транзита без визы в Великобритании. Надеюсь, статья поможет разобраться в нюансах транзита тем, кто сомневался в такой возможности.
Если было полезно, буду рада подписке на канал здесь и в телеграме, это мотивирует писать полезные статьи: https://t.me/v100stran
Если есть вопросы - жду в комментариях.
Спасибо за прочтение!