Думаю, что люди в основном знакомы с историей своей Малой родины, осведомлены обо всех интересных моментах.
Не знаю, все ли жители Санкт-Петербурга знают, какой катастрофы удалось избежать городу в недалеком прошлом, но история это примечательная не только для петербуржцев.
В сегодняшней статье расскажу, что происходило в городе в семидесятые и как удалось избежать трагедии.
Семидесятые годы, в Ленинграде открываются две новые станции – «Площадь мужества» и «Лесная».
Останавливаясь на них, не все могут представить, сколько хлопот они принесли метростроителям. Происходящее подробно описывается в книге «Метрополитен Петербурга» автора А. Жданова.
Тогда строители понимали, что рытье в районе Площади Мужества не будет простым, но не представляли масштабов проблемы.
В той зоне было скопление плывунов – это порода, насыщенная водой и наполненная песком и камнями. Нетрудно представить, что при любом механическом воздействии эти плывуны превращались в склизкую кашу. Ко всему под землей был подземный поток.
Чтобы возвести тоннель, необходимо было либо как-то обогнуть сбоку или над ним этот плывун, либо его заморозить и пробить, чтобы уверенно двигаться дальше.
Инженеры решили, что лучше всего в данном случае подойдет заморозка, остальные варианты невыгодными по множеству причин. Плюс строители очень торопились, на территории СССР ведь было принято приурочивать события к особым датам.
Все меры по сдерживанию водных потоков подробно описали в проекте. Опасные участки, как и полагалось, собирались проморозить, практика в принципе стандартная.
Однако чисто было только на бумаге, на деле на конструкции для заморозки грунта решили немного сэкономить.
8 апреля 1974 года специалисты пробурили разведочную скважину. Стоило специалистам убрать бур, как пробился поток воды. Ледяные стены не выдержали такой нагрузки и предательски лопнули, тоннель стал заполняться густой смесью воды и песка.
Бригаду удалось эвакуировать лишь чудом. Вода выливалась со скоростью 200 кубов в час, за считанные часы нижний тоннель скрылся под водой.
Сообщения с поверхностью не было, рабочие могли оказаться в верхнем забое, который вскоре также затопило. Чтобы не пострадала вся линия, в срочном порядке на участках станции «Лесная» возвели толстые бетонные пробки.
В результате в земле организовались огромные полости. Грунт стал оседать, в это время в городе, на поверхности, образовалась огромная впадина 400 на 200 метров, ее глубина достигала 3 метров.
Асфальтовое покрытие вздыбилось, пошло пузырями, трамвайные пути искривились. Стоит ли говорить, что и для зданий такая просадка не прошла бесследно: корпус завода «Красный Октябрь» полностью разрушился, под угрозой были и другие строения.
Чтобы изменить ситуацию, все аварийные тоннели принудительно затопили. Впоследствии строительство продолжили по прежнему пути, только решили применить жидкий азот, чтобы точно проморозить грунт.
Тогда весь жидкий азот, производившийся в СССР, шел на строительство ленинградского метро. Вроде бы проблему удалось решить, но не все так просто.
Однако промыв вновь дал о себе знать в 1995, на том же участке. Тоннели стало топить смесью песка и воды, гидроизоляция тоннеля оказалась недостаточно надежной. Двухъярусные тоннели стали сильно проседать. Ситуацию старались локализовать в штатном режиме, станции периодически закрывали, но это не помогало.
Зимней ночью злосчастный плавун прорвался, пути размыло, движение было невозможно. Снова возвели пробки на концах станции.
Вскоре размыв, ликвидировали, но это стоило огромных денег. С тех пор к плавунам относятся серьезнее и лучше их замораживают. Благодаря самоотверженности и героизму строителей город был спасен и не раз.