Воздушные путешествия когда-то были гораздо более опасными
Если вы когда-нибудь чувствовали, как у вас закладывает уши во время полета на самолете, то это происходит из-за изменения давления воздуха в кабине. Современные коммерческие самолеты летают на высоте от 34 000 до 42 000 футов. Без кислорода и искусственного обогрева такие высоты смертельно опасны для человека (любой, кто покорял Эверест, может это подтвердить). Чтобы компенсировать недостаток кислорода и давления на таких высотах, кабины самолетов подвергаются искусственной герметизации. Причина, по которой вы всё равно чувствуете, как закладывает уши, заключается в том, что давление в кабине на самом деле значительно ниже, чем на земле, но не настолько низкое, как было бы без герметизации.
Герметизация кабины стала настолько обыденной, что большинство людей не осознают, что за комфорт и доступный воздух в салоне отвечают сложные механические системы, работающие за кулисами. Лишь при разгерметизации (которая иногда случается) люди начинают осознавать, что на самом деле происходит.
Герметизация кабины помогает поддерживать жизнь и комфорт пассажиров во время длительных полетов на большой высоте, но эти системы также значительно сократили количество и частоту смертельных авиакатастроф.
Без герметизации самолеты были бы вынуждены летать на высотах, где люди могли бы выжить без значительных вмешательств. Поднимитесь слишком высоко — и люди начнут замерзать и терять сознание. Продолжайте подниматься дальше — и все в конце концов задохнутся или замерзнут насмерть. (Это одна из множества теорий о том, что случилось с рейсом 370 Malaysia Airlines.)
Высоты, которые традиционно считались безопасными для полетов, варьировались от 9 000 до 15 000 футов. Любой, кто имеет лицензию пилота или разбирается в атмосферных условиях, знает, что такие высоты крайне неблагоприятны для самолетов в целом.
Средний слой облаков обычно находится на высоте от 6 500 до 20 000 футов. В этом диапазоне и происходит самая неблагоприятная погода для самолетов. Ветры здесь могут быть переменчивыми и сильными. Плотные облачные массы затрудняют навигацию. Эти высоты достаточно низкие, чтобы на них оказывали влияние ветра и воздушные потоки, поднимающиеся с земли. Это создает турбулентность. Погода в этом диапазоне может быть крайне опасной для самолетов. Именно на этих высотах самолеты летали постоянно раньше. Сегодня самолеты быстро поднимаются через этот слой при взлете и аккуратно спускаются через него при посадке.
Одна из причин, по которой современные самолеты летают на высоте 33 000 футов и выше, заключается в том, что на этих высотах исчезает большая часть неблагоприятной погоды. За исключением крупных систем, таких как тропические шторма или гигантские летние грозовые облака, мало какая непогода может подняться выше 30 000 футов. Самолеты могут летать на такой высоте благодаря системам герметизации кабины, которые обеспечивают безопасность и комфорт пилотов и пассажиров во время полета. Без этой технологии самолеты были бы вынуждены летать в нестабильных воздушных массах, что приводило бы к множеству проблем.
В 1929 году произошло 51 смертельное происшествие с коммерческими авиалайнерами — это был рекордный показатель. Годы, предшествующие 1929 году, были ненамного лучше. В 1926 и 1927 годах произошло по 24 смертельных происшествия с коммерческими авиалайнерами, а в 1928 году — еще 16. Для сравнения, в 2023 году с коммерческими авиалайнерами произошло всего одно смертельное происшествие. В 1929 году это эквивалентно одному смертельному происшествию на каждый миллион миль. Если бы эти показатели были применены к современной индустрии, это привело бы к 7 000 смертельных происшествий в коммерческой авиации. Это абсолютно безумно.
Частично причиной большого количества катастроф до 1950-х годов стало отсутствие технологии герметизации. В 1940-х годах Вторая мировая война значительно улучшила авиационные технологии и обеспечила подготовку тысяч высококвалифицированных пилотов с тысячами часов налета.
Boeing 707 был одним из первых коммерческих самолетов, которые массово производились с использованием герметизации кабины для значительного увеличения высоты полета. Boeing 707 начал эксплуатироваться с 1948 года и быстро изменил облик коммерческой авиации.
Однако старые, не герметизированные самолеты всё ещё продолжали летать. Один из лучших примеров того, как полеты на низких высотах приводили к большему числу аварий, связан с рейсом 2501 Northwest Orient Airlines. Это был коммерческий самолет DC-4. DC-4 был полностью негерметизированным самолетом с максимальной высотой полета около 20 000 футов. Однако рейс 2501 летел намного ниже этой отметки, когда исчез. В 1950 году DC-4 исчез над озером Мичиган, унеся жизни 58 человек. Это была самая крупная авиационная катастрофа в коммерческой авиации на тот момент. Самолет разбился после того, как попал в особо мощную и непредсказуемую грозовую линию, которая возникла над озером. Это была именно та погода, которая на протяжении многих лет легко уносила жизни многочисленных пилотов, до того как высоты полетов были увеличены.
Газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила :
В своем последнем отчете капитан Линд (капитан рейса 2501) запросил разрешение снизиться с 3 500 до 2 500 футов из-за сильной электрической бури, которая обрушилась на озеро с ветрами высокой скорости.
Для сравнения, в 1950 году рабочая высота Boeing 707 составляла 42 000 футов. На такой высоте Boeing 707 мог спокойно лететь над яростной грозовой линией внизу. На момент гибели рейс 2501 летел всего на высоте 3 500 футов над озером Мичиган. DC-4 был вынужден лететь на такой низкой высоте, потому что самолет был полностью не герметизирован.
Герметизация кабины стала поворотным моментом. В то время как все восхищались новыми реактивными двигателями и турбовентиляторами, именно компрессоры, прикрепленные к этим двигателям, обеспечивали возможность доставлять пассажиров на новые высоты. Без герметизации кабины коммерческие самолеты были бы вынуждены летать в самом опасном слое атмосферы, и катастрофы из-за погодных условий могли бы быть гораздо более частыми.
Можно спроектировать самолет, который физически способен летать в космос, но если не учитывать здоровье и комфорт пассажиров и экипажа, то такой дизайн в конечном итоге будет бесполезным. К счастью, большинство самолетов теперь легко и безопасно парят над самой плохой погодой и самыми турбулентными воздушными массами. Воздушные путешествия продолжают становиться все безопаснее, и это по-прежнему остается самым безопасным способом массового передвижения.