Найти тему

МАГИЧЕСКОЕ ИЛИ СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: оставаться ребенком или же стать сотворцом своей жизни?

Часто прагматичные, приземленные и не знающие о психоанализе люди путают понятие магического мышления с символическим. И считают бредом то, что на деле им совсем не является. Справедливости ради скажу и обратное: в том числе из-за такой же путаницы другие, более внушаемые, люди считают наукой то, что ей не является - и попадают в отношения с “шизотериками” и прочими мошенниками.

Давайте попробуем разобраться.

Итак, магическим мышлением в психологии считается вера человека в то, что его мысли, действия влияют на исход событий в реальном мире. Это характерно для детей возраста 5 лет, когда мышление похоже на: “если я хочу = это должно произойти”. Например, так было и есть в примитивных племенах, когда людям нужен дождь, поэтому они совершают ритуальные танцы и действия, имитирующие капли воды, грозу и т.д. - и ждут, что дождь придет. Иногда (по теории вероятности) эти действия приводят к нужному исходу, и тогда такая вера закрепляется.

Повторю ещё раз важное: в магическом мышлении речь идет именно о попытке поВЛИЯТЬ на мир через лично МОЕ желание и действия.

А что же тогда
символическое мышление?
Здесь нам будет нужно немного поскрипеть мозгами. Я постараюсь как можно более понятно пересказать то, о чем говорят ученые.

Итак, давайте начнём с базы: что такое СИМВОЛ?
Согласно Карлу Густаву Юнгу, швейцарскому психиатру и основателю аналитической психологии,
символ не просто является узнаваемым термином или зрительным образом/знаком, а представляет собой нечто большее, несущее неизвестность, некую тайну, неопределенность.
Символ, как считает Юнг, никогда не может быть познан человеческим сознанием полностью - потому что символ является продуктом как раз Бессознательного.
И, если человек пробует размышлять над смыслом того или иного символа, то разум приводит его к идеям, находящимся за пределами логического понимания — к тому, что мы называем сакральным, что выходит за пределы прямого назначения тех или иных образов, знаков и вещей.
“Крест в христианской религии, - пишет Юнг, - является значимым символом, выражающим множество аспектов, идей и эмоций, но крест перед чьим-то именем просто указывает на то, что человек мертв”.
Ещё один интересный пример про круг и мандалу: многие мифы описывают изначальное состояние человека как состояние округлости, цельности, совершенства или блаженства. И существует интересная параллель между этим мифом и проведенными Родой Келлог исследованиями рисунков и поделок детей дошкольного возраста (см.фото из книги).

Она отметила, что изображение мандалы или образа круга доминирует в рисунках маленьких детей, впервые приступивших к рисованию. Сначала двухлетний ребенок с помощью карандаша или цветного мелка просто рисует каракули, вскоре его внимание привлекает пересечение линий, и он начинает рисовать крестики. Затем крестик помещается в кружочек, и мы получаем исходную модель мандалы. Когда ребенок пытается нарисовать человеческие фигурки, они, вопреки зрительному восприятию, получаются в виде кружочков с руками и ногами, изображенными в виде похожих на лучи продлений кружочка (илл.1). Эти исследования предоставляют ясные эмпирические данные, которые свидетельствуют о том, что в раннем возрасте дети воспринимают человека как круглую, похожую на мандалу структуру, и убедительно подтверждают психологическую точность платоновского мифа о первоначально круглом человеке.
Детские терапевты также считают, что мандала для детей является эффективным целительным образом (илл. 2). Все это указывает на то, что, говоря на символическом языке, человеческая психика изначально была круглой, цельной, завершенной, то есть пребывала в состоянии единства и самодостаточности, равнозначном состоянию самого божества.

Более того, символ отличается от любого знака тем, что его невозможно изготовить (это вам не логотип придумать для фирмы) - символ можно только ОБНАРУЖИТЬ.
Юнг и его последователи считают, что символ выполняет роль носителя психической энергии, именно поэтому знак - это нечто мертвое, а символ - живое, имеющее свой динамизм. Если хотите,
современному человеку феномен символа можно объяснить так - это некий КУАРКОД, который считывает и проживает наше бессознательное. И именно поэтому считается, что как через органы чувств информация о вкусе, звуке, запахе и т.д. попадает в мозг и обрабатывается там, так и через символы наше бессознательное пытается достучаться до нашего сознания.

И вот тут мы и приходим к тому, что такое СИМВОЛИЧЕСКОЕ мышление и зачем оно человеку?

У всех нас есть те или иные внутренние конфликты, неразрешимые тупики в сферах жизни и т.д. - это всё можно назвать термином “симптом”.
Так вот, психоаналитическая школа психологии считает, что такой симптом обычно сопровождается чувствами бессилия, тревоги, отчаяньем. Но если такой симптом интерпретировать через СИМВОЛИЧЕСКОЕ мышление, то переживание начинает трансформироваться:
“симптомы тревоги имеют в качестве архетипического контекста борьбу героя с драконом или ритуал инициации. Многие симптомы разочарования и обиды воспроизводят архетипическую встречу Иова с Богом. Обретение способности распознать архетип или символический образ, лежащий за симптомом, тотчас трансформирует переживание… Симптомы невыносимы именно потому, что у них нет смысла”.

Таким образом, только человек, сумевший понять “что происходит?” и “для чего?” через знание символов - имеет возможность принять происходящее с ним, и только после этого найти выход из тупика. Поскольку именно символическое мышление позволяет будто бы “подняться над” любой проблемой.

И, возвращаясь к самому началу статьи, хочется сказать:
в магическом мышлении есть только личные желания человека, как пятилетнего ребенка или племенного человека, а в символическом мышлении скрыта сакральная философия и осознавание своих ограничений перед сверхчеловеческим, но есть сила и способ контактировать с этим сферхчеловеческим… и, пожалуй, главный “ритуал” символического мышления - это именно честно прожить свой опыт и понять его, и только потом принимать решение о том или ином действии.

Магическое мышление - это мышление детское, инфантильное (а иногда и вовсе симптом психического заболевания), которое приводит чаще всего к разочарованию и состоянию “жертвы ситуации”.
Символическое мышление - мышление взрослого, видящего как свои ограничения, так и свое могущество (но не всемогущество).

А закончу я так, словами того же Юнга (цитата, на минуточку, 1961г.):
“Бессознательное содержит все аспекты человеческой природы свет и тьму, красоту и уродство, добро и зло, мудрость и глупость. Изучение индивидуальной и коллективной символики - труднейшая задача, и она ещё не решена. Но начало уже положено. Полученные на сегодняшний день результаты обнадеживают и подсказывают ответы на многие вопросы, волнующие современное человечество”.

Так что, мягко говоря, курс по Симболон - это как раз попытка исцелиться через знание символов и мифов о пути человеческой души, ее уроках и испытаниях.

📚литература для поста:
Карл Густав Юнг «Феномен самости»
Карл Густав Юнг «Нераскрытая самость» и «Символы и толкование сновидений»
Эдвард Эдингер «Эго и Архетип»