Верховный орган АРФ «Дашнакцутюн» заявил о рисках в регламенте работы комиссий по делимитации границ с Азербайджаном. В АРФД назвали документ антиконституционным и неподлежащим ратификации Нацсобранием Армении. Для уменьшения рисков при делимитации границы должен действовать принцип «не согласовано ничего, пока не согласовано все», говорится в сообщении.
Угрозу для Армении в документе несет принцип фрагментарной делимитации границы и отсутствие порядка решения споров, уточнил Верховный орган АРФД. К тому же, в тексте нет ссылок на карту Генштаба ВС СССР 1979 года, очертившую административные границы советских республик до момента распада СССР, которая, согласно заявлениям властей Армении, служит основой для делимитации. Географические контуры, которые послужат основой для делимитации, должны быть четко описаны и закреплены в законодательстве Армении, говорится в заявлении.
Верховный орган подчеркнул, что основополагающие принципы делимитации должны быть едины для любых участков границы, поскольку в противном случае Азербайджан на любом участке может навязать такие решения, которые будут служить исключительно интересам Баку. В регламенте также четко должен быть прописан порядок решения приграничных споров для того, чтобы исключить использование Азербайджаном искусственного затягивания процесса делимитации в качестве повода для начала военных действий, добавили в АРФД.
«В процессе делимитации должен действовать принцип «не согласовано ничего, пока не согласовано все». То есть делимитация того или иного участка не может считаться окончательной до тех пор, пока подробно не описана вся граница», – говорится в заявлении.
АРФД отметила, что в документе проигнорирован международный опыт и те правовые основы, которые закрепляют территориальные интересы Армении. Верховный орган партии заявил, что в Алма-Атинской декларации 1991 года, взятой за основу делимитации границы с ее последующей демаркацией, нет описания границ стран СНГ, в ней также нет каких-либо ссылок, касающихся административных границ бывших советских республик.
«Приводимый в качестве довода факт, что стороны в рамках этой декларации признают территориальную целостность друг друга, несущественен, поскольку этот принцип закреплен как в Уставе ООН, так и в Хельсинкском заключительном акте и в других международных основополагающих правовых документах, сторонами которых являются Армения и Азербайджан», – подчеркивает орган.
Между тем это обязательство не помешало Азербайджану вторгнуться на суверенные территории Армении, следовательно, ссылки на Алма-Атинскую декларацию никак не сдерживают агрессивные устремления Баку, тем более что регламент предусматривает возможность изменения этого основополагающего принципа в будущем, говорится в заявлении.
«Регламент создает почву для дальнейших односторонних уступок со стороны Армении. С учетом вышесказанного, мы считаем этот документ антиконституционным, следовательно, он не подлежит ратификации Национальным собранием», – заключил Верховный орган АРФД.
10 сентября премьер Армении Никол Пашинян, выступая на форуме «Ереванский диалог», в третий раз обратился к Баку с предложением подписать мирное соглашение с уже согласованными пунктами, а затем продолжить обсуждение остальных. В тот же день Баку назвал это предложение Еревана «неприемлемым». 11 сентября Пашинян во время правительственного часа в парламенте уточнил, что Ереван предлагает Баку подписать мирный договор из 16 статей.
МИД Армении 30 августа сообщил, что комиссии Армении и Азербайджана по делимитации границы подписали Положение о совместной деятельности. Ведомство отметило, что Ереван и Баку приступили к проведению внутригосударственных процедур. 5 сентября правительство Армении одобрило ратификацию регламента. 10 сентября Пашинян заявил, что правительство направило в Конституционный суд положение о регламенте работы комиссий. 24 сентября КС начал рассматривать в письменном порядке вопрос соответствия Регламента конституции страны. После заключения КС документ будет внесен в повестку парламента Армении.