Найти тему
Исторический шик

Испортили дорогую парчу. Как шили коронационное платье Александры Федоровны

Оглавление

Коронацию Николая II и его супруги – Александры Федоровны, называют «самой страшной коронацией в истории». Долгожданное торжество, которого с нетерпением ждали все в России, обернулось настоящим кошмаром наяву. Из-за организационных ошибок при раздаче царских подарков на Ходынском поле в Москве возникла сильнейшая давка. В результате на поле погибло 1400 человек.

Оборвавшаяся цепочка

Помимо Ходынки, которая стала самым зловещим предзнаменованием неудачного царствования Николая II, на коронации произошло и еще несколько случаев, расцененных присутствующими, как «дурной знак». К примеру, когда царь принимал от митрополита помазание елеем на царство и символы монаршей власти, у него неожиданно оборвалась и упала на пол бриллиантовая цепочка, поддерживавшая орден Андрея Первозванного (покровителя России).

В последующем многие считали обрыв этой цепочки предзнаменованием падения (обрыва) династии. Присутствующие были расстроены произошедшим, но Николай II, по своему обыкновению, держался спокойно. Известно, что император обычно очень сильно переживал всевозможные ошибки и недоразумения, связанные с его правлением, но вида окружающим при этом никогда не показывал.

Орден Андрея Первозванного
Орден Андрея Первозванного

Еще один инцидент

Вслед за обрывом цепочки на коронации случился и еще один неприятный инцидент. Поднимаясь на амвон, император споткнулся и едва не упал. Это происшествие также немного испортило настроение некоторым гостям, которые сочли его предвестником всевозможных бед.

Царствование Николая II, как известно, действительно окончилось весьма печально. Но дело, конечно, было не в приметах и «предзнаменованиях» свыше, а в самой неудачной политике государя. Николаю не повезло родиться и стать императором в крайне непростое для страны время.

Удержать власть в руках в те времена мог только правитель, являвшийся совершенно неординарной личностью. Николай же, хотя за Ходынку и события 1905 г, его и прозвали Кровавым, была слишком мягким и добрым человеком. Никакими особыми управленческими талантами он, к несчастью для себя и для страны, не обладал.

Коронация Николая 2 и Александры Федоровны
Коронация Николая 2 и Александры Федоровны

Неудобное облачение

Споткнулся царь, поднимаясь на амвон, просто из-за волнения, а также из-за того, что его коронационный наряд был, видимо, не особенно удобен. Коронации в России, как известно, всегда отличались необыкновенной пышностью. Соответственно, и облачение у императора в этот день предусматривалось роскошное и дорогое.

На Николае был надет темно-зеленый полковничий мундир Преображенского полка с красным воротником и обшлагами, золотыми эполетами и аксельбантами. Мундир был дополнен орденскими лентами. На голове, под корону предусматривалась бархатная шапочка особой конструкции.

Известно, что Большая императорская корона оказалась несколько большой для Николая II. Дело в том, что ранее ее подгоняли под отца императора – Александра III, имевшего богатырское телосложение. Корону решили не переделывать под Николая, а просто сделать под нее шапочку из более толстого материала. Это помогло бы решить и другую проблему. На голове у Николая II имелся костяной нарост, появившийся после покушения, совершенного на него в Японии.

Выезд Николая II из храма после коронации
Выезд Николая II из храма после коронации

Если бы двухкилограммовая корона была бы «впору» императору, она непременно бы натерла этот нарост. Большую же корону на толстую шапочку надевать Николаю было гораздо комфортнее. Помимо мундира и «неудобной» короны во время коронации на Николае была надета еще и очень тяжелая мантия из горностая с драгоценной металлической пряжкой.

Александра Федоровна на церемонии

Супруга Николая II – Александра Федоровна, хотя и считалась стеснительной, нервной и необщительной женщиной, выдержала процедуру коронации несколько уверенней, чем император. И это, несмотря даже на то, что настроение ее, когда она шла на коронацию, по всей видимости, было не особо радужным. Дело в том, что немецкую принцессу Аликс в России с первых же дней ее пребывания в стране приняли не слишком хорошо.

-5

Николай II, как известно, женился всего через пару недель после похорон своего отца – предыдущего императора Александра III. В результате зародилось мнение о том, что Александра Федоровна может принести России несчастья. Не слишком хорошо к Аликс отнеслась и мать Николая II – вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Супруга Александра III из-за событий ее молодости в Дании очень не любила немцев и всего немецкого. Алиса Гессенская же, как известно, была именно немецкой принцессой. Помимо всего прочего, приехавшая в Россию Александра Федоровна оказалась еще и очень болезненной женщиной. У Аликс с юных лет были не в порядке суставы.

Поэтому проводить долгое время на ногах на церемонии коронации императрице наверняка было по настоящему сложно.

-6

Но тем не менее, никаких особых неприятных инцидентов, связанных с Александрой Федоровной, на коронации современниками отмечено не было. Между тем, сложности на церемонии императрица могла испытывать не только из-за больных ног. Коронационный наряд государыни имел немалый вес. Одеяние императрицы было не менее, а возможно, даже еще и более тяжелым, чем у ее супруга – Николая II.

На коронацию Александра Федоровна надела традиционное для Романовых одеяние, сшитое по канонам, определенным еще прадедом Николая II – Николаем I.

Дресс-код Николая I

Еще в 1834 году Николай I утвердил специальный дресс-код для всех дам, живущих в его резиденциях или посещающих их. Отныне по торжественным случаям императрицы, великие княгини и княжны должны были надевать на себя тяжелые наряды в «русском стиле». То же самое касалось и императорских фрейлин, статс-дам и пр. При этом разработаны для дам такие наряды были в том же стиле, что и мундиры придворных-мужчин, в соответствии с их чинами.

Платье придворной дамы в русском стиле, XIX в.
Платье придворной дамы в русском стиле, XIX в.

По сути, Николай I распорядился носить дамам мундирные платья, мода на которые зародилась еще во времена Екатерины Великой. Возможно, именно поэтому коронационные и даже свадебные облачения последних невест Романовых выглядят несколько грубоватыми. Этому способствует как тяжелая ткань, использованная для их пошива, так и собственно сам их «мундирный» фасон.

У Екатерины II, как известно, было несколько мундирных платьев. При ней же при российском дворе зародился и так называемый «русский» стиль. Екатерина любила все русское и ввела при дворе традиционную русскую моду. Николай I же, придававший большое значение всевозможным формальностям, сделал эту моду официальной и обязательной для всех придворных.

Мундирное платье Екатерины Великой
Мундирное платье Екатерины Великой

Сложности в подготовке

Фасон коронационных платьев российских императриц, согласно указу Николая, таким образом, был установлен раз и навсегда. Цесаревны, готовясь стать государынями, могли вносить в эти наряды лишь незначительные изменения. Касались эти изменения, к примеру, узора вышивки, или выбора вида самой ткани. Указ Николая I был составлен таким образом, что допускалось вносить, сообразно моде, и некоторые корректировки в фасон платьев. Но эти изменения могли быть лишь очень небольшими.

Из-за таким правил в преддверии коронации перед Александрой Федоровна, таким образом, встала достаточно непростая задача. Будущая императрица должна была определиться с тем, каким будет узор на ее платье, выбрать ткань и продумать фасон.

-9

К счастью, времени на то, чтобы разработать свой коронационный образ у супруги Николая II при этом оказалось вполне достаточно.

Коронация после траура

Связано это было с тем, что с того момента, когда Николай фактически стал царем (после кончины Александра III) и до момента его коронации прошло целых 1.5 года. Дело в том, что императору пришлось сначала выдержать 12-месячный траур по отцу, а затем потратить еще несколько месяцев на подготовку к самому торжеству.

В результате коронационное платье для молодой императрицы Александры Федоровны начали готовить за целый год до предстоящего торжества. При этом за подготовку наряда царицы назначили нескольких специальных ответственных лиц. При дворе была создана целая Коронационная комиссия. Главным же лицом, отвечающим за наряд Александры Федоровны стала одна из ее фрейлин – Мария Ермолова, слывшая при дворе большой рукодельницей и мастерицей.

Русское золотое шитье, 17 век
Русское золотое шитье, 17 век

Тяжелая ткань

Желая выглядеть на коронации идеально, Александра Федоровна объявила нечто вроде конкурса на лучший представленный ей эскиз узора для коронационного платья. В конечном итоге из всех победивших работ была выбрана работа самой фрейлины Ермоловой. Выкройку и окончательную прорисовку узора платья поручили сделать художнице Елене Тайхерт.

Лишь после того, как были разработаны конечный фасон и рисунок платья, императрица приступила к выбору ткани. Дело это, по воспоминаниям современников, оказалось крайне не простым. Понимая, что нарушать традиции коронационного торжества нельзя, Александра Федоровна, тем не менее, попросила, чтобы ей позволили надеть платье из не слишком тяжелой ткани. Как уже упоминалось, у супруги Николая II с юности болели суставы.

Поначалу, жалея Александру Федоровну, император позволил ей отступить от канонов и использовать для пошива платья легкий вид парчи - гас. Однако в последующем оказалось, что такая парча постоянно мнется и на нее невозможно нанести требуемую вышивку. Платье из этой ткани на коронации, соответственно смотрелось бы не слишком аккуратно и не особенно торжественно.

Тонкая парча
Тонкая парча

Фрейлина Ермолова, взвесив все за и против, категорически заявила императрице, что гас для ее платья совершенно не подходит. В результате Александре Федоровне все же пришлось смириться с тем, что ее наряд на коронации будет тяжелым. Императрица дала согласие на то, чтобы ее торжественное платье сшили из грани.

Серебристая грань

Грань – это также особый вид парчи, но при этом тяжелый и слегка «ребристый». Такая ткань практически не мнется и при этом на ней удобно делать вышивку. Узоры на грани получаются аккуратными и красивыми.

Для своей коронации Александра Федоровна выбрала грань роскошного серебряного цвета. Поставил ей необходимое количество материала купец первой гильдии Владимир Сапожников. Таким образом, подготавливаясь к торжеству, императрица поддержала, в том числе и отечественного производителя.

-12

Вышивальщицы-монахини

Конечно же, в тон платью мастерицы подобрали и серебряные нити для вышивки. Собственно сам уникальный узор с объемными элементами на коронационном платье был вышит монахинями Ивановского монастыря. Этим Александра Федоровна также отдала дань традиции. Практически всегда золотошвейные работы к коронационным торжествам в России выполняли именно московские монастыри.

Само платье Александры Федоровны из украшенной узорами парчи получилось, конечно же, просто великолепным. Сшили наряд для коронации императрицы мастерицы знаменитого петербургского ателье О. Бульбенковой.

-13

Недоразумения при пошиве

Организован пошив платья Александры Федоровны однако был не слишком хорошо. Во время выполнения работ произошло несколько не слишком приятных недоразумений. Частично сшив лиф, рукава и юбку, Бульбенкова отправила заготовку в Москву в монастырь для вышивки. Однако, принявшись за работу, монахини Ивановского монастыря выявили нарушение в технологии пошива знаменитой мастерицы.

Дойдя до Москвы, ткань платья потемнела. Это произошло из-за того, что в мастерской Бульбенковой ее погладили, чего делать было категорически нельзя. В результате ткань пришлось менять. Испорченная была утилизирована и для императрицы пришлось шить элементы платья заново и снова делать вышивку.

-14

Переделывать в последующем мастерицам монастыря пришлось и шлейф платья императрицы. Оказалось, что присланная вышивальщицам заготовка из грани имеет меньшие размеры, чем эскиз узора для вышивания. Если бы в монастыре приступили к вышивке, необходимый рисунок просто не поместился бы на площади шлейфа. Дело закончилось тем, что эту часть платья также пришлось шить заново.

Постоянные задержки в пошиве платья, вызванные нарушением технологии мастерицами компании О. Бульбенковой, вынудила монахинь в последующем сильно торопиться. Но все же вышивальщицы успели закончить оформление наряда Александры Федоровны в срок. Платье было переслано ими в Петербург для окончательной сборки.

Советы белошвейкам

При этом монахини отправили Ольге Бульбенковой и наставления по правильному уходу за гранью. Монахини посоветовали мастерице не гладить элементы платья и не использовать для их соединения швейную машину.

-15

Также монахини дали белошвейкам и другие полезные советы. Платье, к примеру, надлежало шить исключительно в комнате «с чистым воздухом». При этом в помещении не должно было находиться «яблок, серных спичек и пр». В противном случае, видимо, вышивка, сделанная серебряными нитями, могла потемнеть.

Сколько весило платье

Подготавливая платье для Александры Федоровны, и монастырские, и светские мастерицы постарались сделать так, чтобы оно получилось как можно более легким. Однако вместе с длинным шлейфом вес платья императрицы все равно составил целых 10 кг.

Коронационное платье Александры Федоровны (листайте галерею):

Плюс на коронацию Александре Федоровне пришлось дополнительно надеть мантию весом 13 кг. Такие мантии также считались традиционным коронационным элементом одежды российских императоров и их жен.

При этом для каждого монарха и его супруги мантии шились индивидуально. Для Александры Федоровны и Николая на коронацию сшили мантии из грани, но уже золотистой. Отделана мантия императрицы, как и ее супруга, была горностаевым мехом. На эту отделку, согласно документам, ушло около 1800 шкурок горностая.

-17

Таким образом, одна только одежда, не считая украшений, надетая на императрицу на торжество, весила более 23 кг. Шлейф платья Александры Федоровны во время торжества несли 7 человек. Для этого к его подкладке было прикреплено 7 длинных крепких лент. Но все равно выдержать несколько часов в таком тяжелом наряде императрице, скорее всего, было очень нелегко.

Туфельки и аксессуары императрицы

Чтобы еще несколько облегчить Александре Федоровне задачу, для нее изготовили туфли-лодочки на не слишком высоком каблуке. Высота каблуков коронационных туфель императрицы составляла всего 4 см. Такая удобная обувь позволила Александре Федоровне не слишком перегружать больные ноги. К тому же в таких туфлях императрица не выглядела намного выше своего супруга – Николая II.

Коронационные туфельки Александры Федоровны
Коронационные туфельки Александры Федоровны

Отделали мастера коронационную обувь Александры Федоровны той же серебристой гранью, из которой было сшито ее платье. Одеваясь на коронацию, Александра Федоровна надела также белые ажурные шелковые чулки. С собой в храм императрица взяла батистовый кружевной носовой платочек, украшенный личным вензелем.

Изготовлены для коронации Александры Федоровны были и белые перчатки. Сохранились сведения однако, что на торжестве императрица надела только левую перчатку. Почему она так поступила, доподлинно неизвестно. Видимо, это было как-то связано с особенностями церемонии.

Величественная императрица

В любом случае на коронации Александра Федоровна показала себя с самой лучшей стороны. По воспоминаниям современников, смотрелась супруга Николая II очень достойно и величественно. Елизавета Федоровна, сестра Александры Федоровны и супруга великого князя Сергея Александровича в последующем, даже послала бабушке рисунок с изображением Аликс во всем ее коронационном великолепии. Великая княгиня очень гордилась сестрой, а ее платье назвала «шедевром рукоделия».

-19

После окончания торжеств, платье Александры Федоровны, как и коронационный мундир Николая II вместе с их мантиями, были сданы в Оружейную палату. Благодаря этому, мы и сегодня можем любоваться на эти прекрасные костюмы и точно знаем, как выглядели последние император и императрица на главном торжестве своей жизни.