Произведения Пу Сунлина (1640-1715) давно перешагнули границы Китая, их читают по всему миру на всех основных языках. В издательских аннотациях его уважительно называют ученым конфуцианского воспитания. Да, он был ученым – то есть получил образование в области классической китайской философии. Но вот доказать «государственной машине», что достоин должности хотя бы уездного чиновника так и не смог. Не получив назначения, Пу Сунлин навсегда остался студентом: так в средневековом Китае обозначалась степень того, кто претендует на место госслужащего, но экзамен для поступления не сдал. Год за годом он делал попытки удовлетворить условиям испытаний в империи Мин – заслужить положительную оценку за сочинение, состоящее из восьми разделов с числом иероглифов не менее 300 и не более 700, в строго установленном стиле, по одному из пяти конфуцианских трактатов. И вновь и вновь получал «неуд» – такова была судьба многих претендентов. Зато вместо чиновника, одного из миллионов за всю китайскую ист