Киевский экономист Алексей Кущ обратил внимание на прозвучавшее в украинском телеэфире признание, что, де, банковская отрасль якобы шантажировала Минфин и Нацбанк Украины саботажем покупки облигаций внутреннего государственного валютного займа на 200 миллиардов гривен в случае, если в налоговом законопроекте будет зафиксирован налог на прибыль банков в 50 процентов. Об этом же пишет другой киевский источник, журналист-расследователь Евгений Плинский. Но дело, похоже, тут не в шантаже – а в чём?
То есть, банки выкатили Минфину ультиматум: повысите нам налог на прибыль – перестанем скупать ОВГЗ? «Конечно, Минфин сказать об этом открыто не мог, – рассуждает Плинский, – поэтому министр Сергей Марченко «завернул» отмену этого налога в устные требования МВФ. Не письменные, а именно устные». В итоге законопроект в несколько скорректированном виде принят в первом чтении, но, как отмечает Плинский, «банковская отрасль не теряет надежды отменить норму о повышении налога до второго чтения, а руководство НБУ лично общается с депутатами, пытаясь найти «понимание». Казалось бы, скандальная ситуация налицо. Однако не всё так просто, как об этом сообщают Кущ и Плинский.
«По моему глубокому убеждению, отказ НБУ и Минфина от повышения налога на сверхприбыли банков, которая по итогам года превысит астрономические 120 миллиардов гривен, связан с тем, что в этих деньгах заложены средства политической верхушки», – поясняет, в чём интрига ситуации, депутат Александр Дубинский. «А история о том, что банки, дескать, могут шантажировать Минфин и НБУ, что не будут покупать ОВГЗ – простите, это для дураков. Если Нацбанк укажет, будут покупать даже при налоге в 99 процентов. К тому же, 60 процентов украинской банковской системы – это госбанки. Кому они могут отказать?!». Глава Нацбанка Пышный реализует для офиса президента Украины «масштабную афёру по выводу денег из бюджета через банки», – указывает Дубинский. «За 2,5 года боевых действий НБУ перечислил банкам в качестве процентов по депозитным сертификатам 5,5 миллиардов долларов – или 227 миллиардов гривен. При рекордных прибылях банков, при Пышном, прибыль НБУ упала в 2023 году на 44 процента – это деньги, которые должны были пойти в бюджет страны, а не осесть в карманах горстки негодяев. В прошлом году по схеме Пышного из банков вывели 83,2 миллиарда гривен, а за семь месяцев текущего года – точно такую же сумму». А «для лохов» разыграли сюжет с якобы повышением налогообложения банков, задействовав народных депутатов и популярные у телезрителей «говорящие головы», – считает Дубинский.