Масса вопросов накопилась у меня к кинематографистам. Не только к отечественным. Ко всем.
Не примите это небольшое эссе за претензии. Какие я могу предъявлять претензии: сам актёрскому и сценарному мастерству не обучен, сам пишу книжки далеко не сценарные, а если кого-то и изображал, то, разве что, для узкого круга друзей, в порядке "подурачиться"... С другой стороны, как активный потребитель этого самого киноискусства, считаю себя в праве выразить некоторое недоумение.
Многие ругают блёклость, бесцветность, а главное - трафаретность большинства современных исполнителей. И не согласиться довольно сложно: есть ощущение, что 90% артистов превратились именно что в исполнителей, позабыв о том, что они лицедеи и перенося одни и те же физиономии и два-три заученных трюка из картины в картину. В особенности, конечно, это бросается в глаза в современном кино, в котором, помимо прочего, ещё и интересные и оригинальные сценарии писать разучились. А если быть конкретнее, то целиком и полностью разучились писать сценарии про нормальных живых людей.
Остро жанровое кино - триллеры, детективы, мелодрамы и проч - ещё не слишком бесит. В этих жанрах от клише и штампов уйти довольно сложно. Но даже там, когда появляется необходимость отдохнуть от зверств и добавить хоть немного человеческих отношений, человеческих разговоров, сценарист как будто бы забывает всё, что знал (и даже то, что не знал), теряет чувство времени и ориентацию в пространстве. В результате герои многих современных полотен начинают либо жевать безвкусные, как старая жвачка, диалоги, либо обмениваться пафосными монологами, смысловая нагрузка которых стремится всё к той же старой жвачке.
Вот, например, сериал "Отыграть назад". В центре повествования у нас детективный сюжет, притом - довольно лихо закрученный. Но известное напряжение, которое жанр детектива таскает с собой, как участковый врач - ледяной стетоскоп, немедленно улетучивается, как только герои, сыгранные далеко не последними актёрами, открывают рот. Все диалоги построены по принципу русской народной игрушки "мужик и медведь" - ты мне, я тебе, толку никакого... в результате сюжет, рассчитанный максимум на двухчасовое кино, растягивается на шесть эпизодов.
А вот вам оскароносная драма "Ford против Ferrari". При первом просмотре этой картины мне пришлось стянуть себе лицо шарфом, чтоб ненароком не вывихнуть челюсть в очередном продолжительном зевке. Ощущение, что сценаристы до того писали рекламные проекты автомобильным концернам, при этом никогда не слыша живой человеческой речи. В итоге всё общение героев в кадре сводится к пафосным речам, каким позавидовал бы и Марк Туллий Цицерон...
Есть ещё когорта индивидуумов, которые считают, что чем ближе сценарный диалог к реальной человеческой речи, тем лучше. Тем кинотаврее, каннее и венецианнее. Докладываю: большинство людей в обычной жизни (в том числе, и ваш покорный слуга) разговаривают весьма и весьма скучно. А художественное произведение - оно на то и художественное произведение, чтоб было интересно. Похоже на жизнь, но не так как в жизни...
Вроде прописная, вечная истина. Видимо, одна из тех, которые вечно надо повторять человечеству.
Вот так у нас и появляются диалоги в разного рода авторских фильмах "для шибко умных"... вы знаете эти имена.
И что же делать труженикам актёрского цеха, которые вынуждены хоть как-то вывозить предоставляемые им тексты? Тут у всех своя метода: кто-то кривляется, как в древнегреческой пантомиме, так, что сам Дионис бы смайнал с Олимпа, иные же становятся рабами петлички и замыкаются в голливудской хрипотце, стараясь произносить свои монологи максимально тухло и неразборчиво. Как результат: почти полное отсутствие интересных фильмов, сериалов и актёрских работ в них.
Хорошо, если что-то интересное присутствует в фильме хотя бы на уровне концепции. Как правило, у современных креативщиков всё на этом и заканчивается...
Отсюда и моё недоумение. Ведь звук в кино появился ещё в конце 20-х годов прошлого века - почти сто лет назад. Куда делось мастерство диалогов? Куда делось чувство вкуса и не менее важное чувство меры? Ведь ещё двадцать лет назад диалоги во многих фильмах (далеко не во всех, но в большинстве) можно было слушать как музыку - если не как 9-ю симфонию Бетховена, то, по крайней мере, как очень качественный хип-хоп!
Потому и цитируем. Потому и сравниваем...
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..