Жизнь семьи, жившей двести лет назад, кардинально отличается от современного жизненного уклада. В прошлом семейные узы были более тесными: многопоколенные семьи жили под одной крышей, обеспечивая поддержку и преемственность традиций. Обязанности распределялись строго: мужчины обеспечивали семью, а женщины занимались домом и воспитанием детей. Каждый член семьи знал своё место и роль, сохраняя традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Теперь, когда мы живём в эру потребления и массового производства, многие товары стали недоступны для домашнего изготовления. Например, современные электроника и бытовая техника. Создание телевизора или стиральной машины на уровне домашней мастерской - задача, далеко выходящая за рамки возможностей среднестатистической семьи.
А производство средств гигиены и ухода за телом, таких как лосьоны, шампуни и моющие средства? Оно требует не только знаний, но и доступа к специализированным ингредиентам и оборудованию.
Также сложно представить, как в домашних условиях можно изготовить качественные и безопасные лекарства. Современная фармацевтика опирается на сложные химические процессы и научные исследования, что делает невозможным воспроизводство медикаментов в условиях домашней лаборатории.
Многие из вещей, которые раньше можно было создать в домашних условиях, теперь стали частью сложной глобальной экономики, в которой труд и знания специалистов играют ключевую роль.
Разделение труда породило зависимость членов общества друг от друга. Взаимозависимость порождает разнообразие мнений и подходов, что в свою очередь стимулирует инновации и креативность. На уровне общества эта сеть взаимодействий формирует культуру, где ценятся усилия каждого, а умение работать в команде становится важнейшим качеством. И мы понимаем, что, только объединив усилия, стремясь к общей цели, общество может достичь истинного процветания.
Жизнь во многом упростилась, но появились и новые вопросы:
1. Семьи стали более мобильными, что привело к изменению динамики общения: многие предпочитают проводить время с друзьями или коллегами, а не с родственниками.
2. Технологии, такие как смартфоны и социальные сети, меняют способы взаимодействия, создавая иллюзию близости, но иногда усугубляя чувство одиночества.
3. В гонке за удобством и скоростью мы как будто бы забыли о волшебстве, заключённом в создании чего-то своими руками. Машинная продукция, царствующая на прилавках, вытеснила простые и искренние радости. Этот переход к безличию заставляет задуматься: что мы потеряли в поисках облегчения жизни? Возможно, в стремлении к новизне мы отошли от тех искренних и душевных процессов, что наполняли наши сердца теплом и радостью.
Рабочий лист
Рабочий лист «Прогресс: технический и социальный» разработан к уроку ОДНКНР в 6 классе. Будет полезен и на уроке обществознания.
Лист разработан в соответствии с ФОП. Состоит из 15 заданий (на четырёх листах). Имеются ответы к заданиям (на двух листах).
Лист редактируется. Если Вам покажется, что заданий много, часть можно убрать. Но, на мой взгляд, «из песни слов не выкинешь». Каждое задание работает на тему урока.
Задание 1. Соедини линиями понятия и определения. Разгадай анаграмму.
Задание 2. Подумай, как связаны между собой производительность труда и благосостояние населения. Выбери из скобок подходящие по смыслу слова. Подчеркни их.
Задание 3. Что такое разделение труда? Собери определение из «рассыпавшихся» слов.
Задание 4. Ты знаешь, что раньше крестьянские семьи сами выращивали хлеб. Сейчас путь от зёрнышка до каравая упростился благодаря разделению труда. Какие профессии связаны с производством хлеба? Перечисли.
(в ответах к этому заданию имеется примечание для учителя)
Задание 5. Разделение труда ещё больше увеличило взаимозависимость членов общества, так как конечный продукт является результатом коллективных усилий. Подумай, что способствует успеху коллективного труда. Лишнее вычеркни.
Задание 6. Как называется особое свойство людей добросовестно, эффективно и качественно выполнять сложную работу? Разгадай ребус.
Задание 7. Подумай, какие факторы влияют на повышение производительности труда.
Задание 8. Подумай, что относится к научно-техническому прогрессу, а что к социальному. В таблицу впиши только номера высказываний.
Задание 9. Оба типа прогресса тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга — человек совершает научные открытия, а они, в свою очередь, до неузнаваемости меняют его жизнь. Приведи любой пример в качестве иллюстрации этой взаимосвязи.
Задание 10. Обведи профессии, относящиеся к производящему труду, синим цветом, а профессии, относящиеся к обслуживающему труду, - зелёным.
Задание 11. Обслуживающий труд не менее важен, чем труд производящий. Вернись к заданию №10 и подумай, люди каких профессий удовлетворяют следующие потребности общества.
Задание 12. Вспомни, как технический прогресс способствовал механизации домашнего труда. Заполни таблицу.
Задание 13. Как повлияла механизация домашнего труда на изменение образа жизни семьи?
Задание 14. Разгадай ребус. Разгаданное слово впиши в определение.
Задание 15. Появление новых технологий имеет как свои плюсы, так и минусы. Подумай, какие. Заполни таблицу.
РЕФЛЕКСИЯ
Рабочий лист представлен в двух форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате pptx, доступном для редактирования.
Желаю успехов!