Найти тему
Библиотекарь

Шершни против великанов: нефелимы

История наша восходит к временам столь далеким, что с течением времени приобрела имя нарицательное и все, что было давно мы привыкли называть "допотопным" в силу определенных причин и с изрядной долей скептицизма. Вот и сегодня, обсуждая Потоп и косвенно связанные с ним темы можно обнаружить множество идей на этот счет, даже если просто почитать комментарии и мнения читателей и гостей канала. А история тем не менее остается интересной и до сих пор притягивает внимание исследователей и всех, тех, кому хотелось бы прояснить хотя бы для себя уходящее в глубокое прошлое события и факты.

Сложно, конечно, с высоты времени судить и тем более говорить определенно о том, что было так давно, тем паче, когда ставится под сомнение, абсолютно все и на веру воспринимается видимое глазами, ну и исследования британских ученых. И все же.

Цель сегодняшней публикации состоит в том, чтобы сделать обзор всех упоминаний в Ветхом Завете о великанах (в Новом их попросту нет) и проследить судьбу и выяснить причины, насколько это возможно.

Первый случай, где говорится о великанах/исполинах обнаруживается в шестой главе книги Бытие и говоря о Потопе, мы мысленно связываем их появление с событиями Потопа. Этимология происхождения исполинов, если так можно выразиться остается загадкой, так как они существовали независимо от последующего проникновения "сынов божиих" (кем бы они не были на самом деле) к "дочерям человеческим". Тема "сынов" и "дочерей" настолько обсуждаема, что повторяться нет смысла, все равно каждый остается при своем и спорить тут, только терять время и нервы. Поэтому мы оставим этот момент и продолжим.

Как было сказано, исполины существовали задолго до связи "сынов" с "дочерями". Вот что сказано на это счет в Писании.

"В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди". (Быт. 6:4)

Первая часть текста определенно намекает на бытие рослых людей, а после "вхождения" сынов, становиться особенно острой. В тексте оригинала, исполинами названы "нефелимы", и по мнению некоторых исследователей языка, слово "нефелим" вполне возможно связано на уровне корней с глаголом "нафаль", что означает "падать", пытаясь узреть в их природе морально-нравственный контекст и глубоко "падшую" природу. Сложно сказать определенно, но фонетически эти слова вполне похожи, и "нафаль" действительно много раз появляется в тексте Ветхого Завета. Кроме буквального смысла, другие обнаружить непросто, так как в оригинале свыше 400- однокоренных упоминаний. Обращаясь к поискам смысла, и прослеживая историю и словоупотребление, есть конечно намеки на нечто неприятное, где "падение" и "великий рост" связаны между собой. В одной и той же форме "нефелим" встречается десять раз на страницах ВЗ и некоторые тексты по-своему интересны. Приведу их все, может вас это заинтересует. Быт. 6:4, Числ. 13:33, И. Нав.. 8:25, Суд. 20:46, 3-Цар. 25:11, Пс. 145:14, Иер. 39:9, Иер. 52:15, Иез. 32:22, Иез. 32: 24.

Из всех вышеизложенных наиболе отвратительным звучит текст в книге Иезекииля, где нефелимство выглядит, как своего рода проклятие.

"Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные, павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу". (Иез. 32:24)

"Павшие от меча", "сошли в преисподнюю", "необрезанными", "распространили ужас" и "несут позор" - это элементы проклятия и полного забвения. Это единственный текст, где "павшие" становятся носителями особенно отвратительной природа и распространяют вокруг себя позор и ужас. Имеет ли все это отношение к героям древности, отчасти вполне возможно, хотя текст книги Бытие говорит о "сильных" и "издревле славных людях".

Я не хотел бы заострять вопрос нравственности и пытаться выставить исполинов/нефелимов в самом отвратительном свете, поэтому продолжим изучать, как дальше развивались события.

В истории вхождения сынов божиих к дочерям меня сильнее всего интересует один маленький момент. Как получилось, что сыны божии (bene elohim) растеряли свою божественность и стали родоначальниками поколений нефелимов? Если учитывать, пускай даже их падшую сущность, божественное сыновство оказалось бессильными противостоять натиску красоты "дочерей человеческих" и постепенно растворилось в ней? По всей видимости именно такой вывод делается из библейского тексте. История Потопа начинается, как и история грехопадения, описывается практически одними и теми же словами: увидели, красиво, брали. Ева, рассматривая дерево познания, тоже увидела, что дерево красиво (в оригинале хорошо) и брала плодов его.

Автор первой книги Библии сознательно приводит нам связь между этими двумя событиями и проводит параллель между ними. Сыны божии потеряли нечто очень важное и устремились вперед, навстречу грядущему уничтожению вместе с привлекательными дочерьми человеческими (el-benot ha-adam).

Этический аспект можно обнаружить еще в паре текстов, где речь идет о глаголе "нафаль". Допустим, в книге Иеремии сказано:

"А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон". (Иер. 39:9).

Перебежчики, другими словами, переметнувшиеся на сторону вавилонского царя, ради сохранения жизни. В условиях осады, голода, повсеместного истребления и тотальной гибели, нервы некоторой части народа не выдержали и эти люди приняли решение встать на сторону победителя и превратится в своего рода "нефелимов", но только не в силу роста, а в условиях выживания и ценой предательства или просто добровольной сдачи в плен.

Во всей этой ситуации существует одно место Священного Писания, где глагол "нафаль" используется в абсолютно неожиданном смысле и звучит как надежда.

"Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных". (Пс. 145:14)

В тексте оригинала, даже прослеживается созвучие между глаголами "падающих" (hannofilim) и "низверженных" (hakephuphim). Было бы интересно послушать, как на самом деле звучит этот псалом в устах древних евреев.

Как бы там ни было, стоит признать, что "нефелимы" сыграли роковую роль в судьбе допотопных жителей. Сила, рост, вполне возможно многоженство (какую кто избрал), стремление к возвышению и удовлетворению страстей, в сопровождении с жестокостью, вполне вероятно становятся их спутниками, и потеря интереса к божественному сыновству вытесняет всякую попытку думать о Боге и тем более Его искать. Издревле славные и могучие оказались бессильны перед красотой, которую Библия называет суетной.

И это мы еще не дошли до шершней, так что продолжение обязательно последует. Я предполагал, что материала более чем, на одну статью, так что не переключайтесь.

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243