Батаки — одна из крупнейших этнических групп Индонезии, проживающая на Суматре. К ним относятся ангкола, каро, мандайлинг, пакпак/дайри, сималунгун и тоба. По данным 2010 года, их численность составляла 8,45 миллионов, что делает батаков третьей по численности группой после яванцев и сундийцев.
Языки батаков принадлежат к австронезийской семье, а их предки, согласно исследованиям, мигрировали с Тайваня около 2500 лет назад. На протяжении веков батаки придерживались анимистических верований с элементами индуизма, а философия Далихан На Толу определяла их уклад. Общество делилось на кланы — марга, с важной ролью шаманов (датуков), которые проводили ритуалы, иногда с использованием галлюциногенов.
Батаки развили воинственную культуру, где частыми были междеревенские войны и охота за головами, сопровождаемая ритуальным каннибализмом. Марко Поло упоминал об этих практиках, а сами батаки верили, что душа жизни — тенди — может быть усилена через поедание человеческой плоти. Наиболее "богатыми" тенди считались кровь, сердце, а также ладони и ступни, которые и являлись желанными трофеями.
Британский администратор Томас Раффлз, изучавший батаков в 1820-х, писал, что они могли съедать своих старых родителей или преступников за воровство и измену. Европейские путешественники сообщали, что мясо готовили на огне с солью. Однако есть мнение, что батаки намеренно распространяли такие слухи, чтобы отпугнуть захватчиков. Окончательный запрет на каннибализм был введён голландскими властями в 1890 году, и к началу XX века слухи об этих практиках постепенно исчезли, отчасти из-за влияния ислама.
Когда Марко Поло посетил Суматру в 1292 году, он заметил, что местные жители ведут «дикое» существование и придерживаются своих религиозных верований. Однако к 1345 году, когда на остров прибыл Ибн Баттута, арабские торговцы уже основали речные порты на севере, а султаном стал благочестивый мусульманин по имени Малик аз-Захир Джамал-ад-Дин. Ислам начал проникать в культуру батаков благодаря торговцам из народа минангкабау, которые, приезжая по делам, нередко брали в жены местных женщин.
В начале XIX века, в ходе религиозного движения Падри, которое переросло в национально-освободительную борьбу против голландцев, минангкабау атаковали земли батаков. Это привело к широкому распространению ислама среди общин мандайлинг и ангкола. Королевство Ачех на севере также способствовало исламизации народов каро и пакпак, а округ Сималунгун находился под влиянием малайской общины с восточного побережья.
Принятие ислама повлияло на многие традиции батаков: некоторые обычаи стали считаться несовместимыми с новой верой. Например, значение марги уменьшилось, и многие представители мандайлинг начали использовать мусульманские имена, а шаманы, ранее известные как датуки, утратили своё влияние, став народными целителями. Тем не менее, некоторые практики, такие как равное распределение наследства между детьми, всё ещё сохраняются, хотя по шариату мужские наследники имеют право на большую долю.
С XIX века среди батаков начали действовать христианские миссионеры, и их приходы далеко не всегда вызывали радушный прием. Так, американские баптистские миссионеры Генри Лайман и Сэмюэл Мансон, прибывшие в 1834 году, встретили свою судьбу в кулинарии местных жителей. Тем не менее, народы тоба и каро вскоре открыли двери для христианства, которое к началу XX века стало неотъемлемой частью их культурной самобытности.
Сегодня большинство батаков исповедует христианство — будь то протестантизм или католицизм, в то время как другие остались верны исламу. Некоторые из них продолжают следовать традиционным верованиям, сохраняя свою уникальность.
Современные батаки уже не напоминают племя каннибалов. Они уверенно занимают свое место в истории Индонезии, среди них много образованных людей, работающих в самых разных сферах — от владельцев небольших мастерских по ремонту шин до высокопрофильных государственных министров. Их интересы варьируются от адвокатуры до механики, музыки и журналистики. В их рядах немало известных юристов, которые вносят свой вклад в развитие общества.