Воспоминания Анатолия Фёдоровича Лысюка.
ЭПИГРАФЫ: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
(Библия. Екклесиаст 12:7).
"Прочти, и ты возвратишь жизнь давшему её тебе".
(философ Николай Фёдоров").
"Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история". (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы.
( Г.Р. Державин)
ВСТУПЛЕНИЕ.
Если бы меня спросили, когда у меня возникло желание написать родословную и воспоминания о своей жизни, я бы уверенно ответил, что в 12 лет. Конечно, тогда я ещё не до конца осознавал свои мысли, но определённые предпосылки к такому желанию уже начинали присутствовать в моём сознании. В советское время история, как предмет преподавалась в школе, начиная с пятого класса. И на одном из первых уроков, когда мы проходили тему осады Рязани монголо-татарами, я воображением окунулся в те события, как-будто присутствовал там сам. Это произошло благодаря моей учительнице истории Наталье Степановне Опрышко (Вальтер), которая на уроке читала книгу по внеклассному чтению, где было подробно описана эта осада. Я слушал как заворожённый, и моё воображение рисовало картины: обороняющиеся жители города, стоя на башнях и крепостных стенах, выпускают стрелы из луков, выливают кипящую воду и смолу на головы осаждающих ордынцев. Одновременно меня преследовала мысль: где в это время находился мой предок, от которого я родился, и чем он был в это время занят? Тогда мне думалось, что и он мог быть на этих городских стенах. Это любопытство и интерес к прошлому так увлекли меня, что я начал проявлять интерес к истории, к событиям давно минувших дней и к жизни своих предков. Трудно сказать, то ли эта замечательная учительница пробудила во мне интерес к истории, то ли у меня от природы формировался гуманитарный склад ума. Но я хорошо помню, что, будучи ещё совсем маленьким ребёнком, часто брал школьные учебники истории моих старших брата и сестры и рассматривал в них иллюстрации, что свидетельствовало о моём интересе к этой теме. Особенно меня впечатляли две картинки из учебника истории древнего мира: распятые на крестах вдоль дороги восставшие рабы под предводительством Спартака и изображение скульптуры Геракла, избавляющегося от обмотавшего его гигантского змея. В дальнейшем, с возрастом, я с упоением зачитывался историческими, научно-популярными и публицистическими статьями в тогдашних советских журналах.
И будучи подростком стал понимать, чтобы какие-то события не канули в не бытие, их нужно записывать. Я начал вести «Личный дневник» о событиях, происходивших в моей жизни.
Естественно, что я и не мог уже и не проявить интереса к своей родословной. И когда, я призывался на службу в Вооружённые силы, то что-то подсказывало мне, что расставаясь с уже пожилыми родителями на 3 года службы в ВМФ СССР, нельзя исключать и вероятность потери важной и значимой для меня информации: истории семьи, родословной. И пока было не поздно, расспрашивая мать и отца об их родителях и дедах, стал чертить родословную схему на листке.
Одновременно с этим у меня появились вопросы того, как оформить и, главное, как передать эту информацию по родословной последующим поколениям. В советское время иметь свою печатную машинку было не возможно, так как каждая из них была на учёте в КГБ и МВД, потому что власть боялась печатание на них политических листовок. Поэтому, оставалось только писать письмом авторучкой в толстой тетради. Что я и делал, пока не наступило время компьютеров и интернета. И вместе с этим есть переживание, что последующие поколения могут настолько оказаться безответственными и чёрствыми к своим корням, что в погоне ради хлеба насущного и праздного времяпровождения не сохранят и не сберегут написанное для них, и не передадут дальше своим детям и внукам.
Затем, когда я читал разные книги воспоминаний и мемуаров разных авторов, и особенно, после прочтения Александра Герцена «Былое и думы», у меня появилось желание тоже написать воспоминания о своей жизни. И название этим воспоминаниям решил дать из этих же слов, но переставленных местами – «Думы о былом» или «Думы о прожитом».
КРАТКО о МОИХ РОДИТЕЛЯХ (подробности в "Родословной").
Мой отец Фёдор Тимофеевич Лысюк родился 20 февраля 1913 года в селе Добрин Хмельницкой губернии. Мать умерла от тифа в 1921 году, когда ему было 8 лет. Не смотря на то, что был у него ещё отец Тимофей Сидорович и другие родственники по матери в селе Шершенцы Одесской губернии, - тем не менее он стал скитаться по стране. И до совершеннолетия успел побывать и в детском доме и сыном полка в военной части, где играл в духовом оркестре и был помощником кузнеца. По совершеннолетии поступил в милицию, от которой учился и поработал 2 года в Москве. Однако потом, после перестрелки с бандитами вернулся на родину в г. Шепетовку и женился на польке Марии Герман, где построил дом и 7 января 1936 года у них родился сын Фёдор Фёдорович, который потом при восстании в Венгрии 1958 года будет смертельно ранен и умрёт в Будапеште в госпитале. Но жить с Марией Герман мой отец долго не стал, и они развелись. Тогда он поездил по городам Крыма Алушта и Симферополь, где поработал там и на обувной фабрике, разнорабочим в санатории и выучился на шофёра. После чего уехал в Казахстан работать на рудник Донской Актюбинской области, где на автомобилях ЗИС-5 и ЭГ-8 вывозил руду из рудника.
И когда началась Великая Отечественная Война, ему дали бронь, так как работал на стратегическом предприятии. Однако, в 1943 году его всё-таки забрали на фронт, где он на Прибалтийском фронте (подробно в «Родословной») на передовую подвозил снаряды, продовольствие, а оттуда увозил раненых и пленных немцев. За особый подвиг перевозок при обстреле его машины был награждён медалью «За отвагу». Войну закончил севернее Берлина.
После войны мой отец приехал к своему отцу Тимофею Сидоровичу в г. Шепетовку, а затем поехал жить и в г. Ровно, где познакомился с моей матерью Антониной Алексеевной (девичья фамилия Галаган). Они поженились и родили моих старших брата Володю (1953 г.р.) и сестру Любу (1954 г.р.). В Ровно они прожили 9 лет и решили податься на заработки, - так они и оказались в п. Сузун Новосибирской области, где я и родился.
Моя же мать Антонина Алексеевна Лысюк (Галаган) родилась 11 сентября 1918 года на Донбассе. Тогда ещё был посёлок Юзовка, потом станет Сталино и затем в 1961 году г. Донецк. До войны, она, как и мой отец, имела свой первый брак с неким Киселёвым, - от которого родились две девочки. Одна из них умерла от скарлатины. Но, когда началась ВОВ, то мать при оккупации Донбасса немцами была угнана в «трудовой лагерь» в Германию г. Любек, что на Балтийском море, а её дочь осталась жить у матери мужа (бабушки). В Германии, депортированные из разных стран жили в бараках за колючей проволокой, и их гоняли на работы. Моя мать в основном работала на кожевенной фабрике, где шили военным лётчикам перчатки и другое, а также их давали немецким фермерам для работы в их садах и огородах. По окончании войны, мать вернулась в Донецк, но ни дочь и не бывшего мужа найти не могла. Он был каким-то инженером и его тоже тогда куда-то отправили. В начале она прижилась к одной женщине, которая работала сторожем на кукурузном поле, и та таскала кукурузу, и они её перемалывали и пекли лепёшки. Женщина просила смотреть за её детьми, их кормить, когда она была на ночной работе. В это время в стране был после военный голод. Но через какое-то время она поехала в г. Ровно, где тогда жила её старшая сестра Рая Кальчук (Галаган) (1919 г.р.) со своей семьёй. У них какое-то время и проживала.
Работала в начале прачкой в детском доме. Но когда приехал из Шепетовки в Ровно мой будущий отец Фёдор Тимофеевич, и когда они познакомились и поженились, то стали оба работать на военном складе. Как я уже написал выше, что они в г. Ровно прожили 9 лет и затем поехали на заработки, как и оказались в посёлке Сузун.
(Подробное описание в «Родословной»).
ДО ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
РОЖДЕНИЕ.
Новосибирская область, посёлок Сузун. 1960 – 63 годы.
Родился я в СССР, Новосибирской области в посёлке Сузун 29 января 1960 года. Место рождения для меня особого значения не имеет, так как с этой местности я был увезён, когда мне было всего 3 года и в моей памяти ничего не сохранилось, чтобы меня связывало как-то с Сузуном. Родители в ту пору работали в организации «Путьрем-5», которая занималась строительством и ремонтом железной дороги. Эта организация, периодически, после завершения строительства определённого участка железнодорожного пути переезжала из одной местности в другую. Так и в Сузун они приехали в марте 1959 года, где я и родился. Кроме меня у родителей было ещё двое старших детей – сын Владимир 1953 года рождения и дочь Любовь с 1954 года.
Следует заметить, что мать меня родила в 43 года, а имя Анатолий мне дали потому, что об этом просила моя старшая сестра Люба, которой в ту пору шёл шестой год. Вероятно, она знала какого-то мальчика с таким именем в детском садике или по соседству.
Из жизни в Сузуне мне известны следующие события.
Моя мать Антонина Алексеевна не раз вспоминала, как в сильные сибирские морозы из леса выходили лоси и подходили к жилищам людей, чтобы согреться и прокормиться.
Так же был случай, когда меня грудного взяла в руки пятилетняя сестрёнка Люба, которая не удержала меня в своих руках, и я упал на пол. Мать сильно перепугалась, так как я весь посинел, и она думала, что я умру. Но всё обошлось.
12 апреля 1961 года моя мама дома мыла полы, и как раз в тот момент, когда она находилась головой под железной панцирной кроватью, она услышала, как по радио диктор начал металлическим, голосом как в Великую Отечественную войну, объявлять: «Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем! Говорит Москва!», - и она подумала, что опять началась война, и от испуга резко дёрнулась телом вверх и сильно ударилась головой об железный уголок рамы кровати. Так, одновременно вместе с ушибом и болью она узнала о полёте первого человека в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
КАЗАХСКАЯ ССР (в составе СССР).
Село Ащису Карагандинской области. 1963 – 66 годы.
И когда мне исполнилось 3 года, в феврале 1963 года мать с отцом продолжили своё профессиональное странствие вместе со своей организацией. Мы отправились в село Ащису, расположенное в Карагандинской области Казахстана.
«Путьрем-5» — так называлась организация, занимавшаяся строительством и ремонтом железнодорожных путей — постоянно перемещалась с одного места на другое. С собой они брали и свои дома — так называемые финские бараки, которые представляли собой быстровозводимые конструкции из деревянных щитов, утеплённых стекловатой. По прибытии на новое место строительное подразделение предприятия собирало эти бараки для своих работников, и мой отец Фёдор Тимофеевич, работавший электриком, принимал в этом участие.
Мать, Антонина Алексеевна, трудилась на основной работе, связанной со строительством путей, — она была путейцем и бетонщицей. В те времена большинство женщин работало на таких тяжёлых работах, что было обусловлено демографическими последствиями Второй мировой войны.
В каждом таком финском бараке было четыре квартиры: по две с каждого торца дома, с отдельным входом в каждую квартиру через небольшой тамбур-коридор. В квартире было две комнаты: кухня и большая комната, которая служила одновременно залом и спальней. На кухне стояла кирпичная печка высотой около метра, покрытая сверху чугунной плитой с двумя отверстиями для кухонной посуды — кастрюль, сковородок и чайника. С торца печки были установлены две дверки: одна — побольше, для закладки дров и угля, а ниже — поменьше, поддувало, для регулировки тяги воздуха и сбора золы от прогоревшего топлива.
На кухне также были кухонный стол для приёма пищи, буфет — соединённый в одном мебельном изделии стол с дверками, под столешницей которого находились полки для круп, и над столешницей кухонная полка с обыкновенными полками или с выдвижными стёклами. На кухне хватало места и для родительской железной кровати.
В большой комнате было всё традиционно для тех времён: шифоньер, комод с трюмо, железные панцирные кровати для детей и круглый стол, столешницу которого при необходимости можно было раздвигать, делая овальную форму для большей вместимости. Для меня этот круглый стол, стоящий посередине комнаты, символизирует эпоху 60-70-х годов XX века. Будучи мальчиком, я бегал по комнате вокруг этого стола, представляя себя солдатом, бегущим в наступление на фашистов, — так я играл в войну.
МИНИ ФРАГМЕНТЫ из раннего детства.
В возрасте до 6 лет воспоминания не всегда можно уложить в логическую последовательность. Поэтому я просто поделюсь тем, что осталось в моей памяти.
«Шагаю по снегу» Я помню большую и светлую спальню в детском саду. Все дети спали, и вокруг царила тишина. Но почему-то мне не спалось. Я лежал на боку и двумя пальцами руки — указательным и средним — как будто шагал по белоснежной наволочке подушки, представляя себе шагающего человечка. Звук от моих пальцев по подушке напоминал мне звук шагов по снегу, и я долго «шагал» в своих мыслях.
«Шнурки» В другой раз я был в раздевалке детского сада. Дети уже оделись для прогулки и вышли на улицу, а я всё пытался зашнуровать ботинки на два бантика, но у меня никак не получалось. Видимо, меня ещё не научили этому навыку. Тогда ко мне подошла воспитательница и начала меня ругать, говоря, что я уже большой, а зашнуровывать ботинки ещё не умею. В её голосе я услышал раздражение и желание оскорбить и унизить меня. И ей это удалось. Она показала мне, как правильно зашнуровывать ботинки, а я смотрел на неё и чувствовал себя виноватым, краснея от стыда.
«Смирение с послушанием» Вспоминается один случай, произошедший, когда я был ещё ребёнком и ходил в детский сад. Однажды я пропал, и меня долго не могли найти. Воспитательница с мамой очень волновались, не понимая, куда я мог деться. Наконец, меня обнаружили в какой-то подсобке. Я стоял в углу, наказанный за какой-то проступок. Оказалось, что воспитательница забыла о моём наказании. Мама говорила, что эта женщина любила меня больше всех. Возможно, из-за моей скромности и послушания.
«Железная дорога. Половодье» В моей памяти два события сливаются в один день. В большой комнате стоит огромный стол, на котором собрана детская железная дорога со светофорами, стрелочными переводами, мостами и станциями. По рельсам ходит поезд, управляемый с пульта. И как будто в тот же день мы с мамой переходим мост и оказываемся в плену весеннего половодья. Вокруг нас лишь маленькие островки земли, и мы беспокоимся, как же нам пройти дальше. Эта картина стоит у меня перед глазами на фоне ясного и светлого дня.
«Зуб и папироса» В комнате финского барака у меня болит зуб, и я плачу. Мать даёт мне отцовскую папиросу «Беломорканал», чтобы я дымом «полоскал» зуб. Это шокирует меня, что взрослый даёт мне папиросу. Потом, когда я был уже взрослым, я тоже пробовал на работе «прогреть» зуб сигаретным дымом. Но помогает ли это – не знаю. Вероятно, это рассчитано на эффект плацебо.
«Отмороженные уши» Зимний вечер. У меня отморожены уши. Мама приходит с барсучьим или кроличьим жиром и натирает мне уши.
«Костяной гриб» В нашем районе кругом щитосборные финские бараки. Слева от нашей входной двери располагались сараи и свинарник, где мои родители держали свиней. По правую сторону дома находилась канава, которая, вероятно, служила для отвода воды.
И однажды, после того как родители зарезали свинью, я заметил у канавы от неё кость. Вероятно, её туда притащила и бросила собака. Через некоторое время на этом месте вырос гриб, и я подумал, что он вырос из кости. Я очень обрадовался этому открытию и побежал поделиться своей радостью со взрослыми.
К сожалению, они не разделили моего радостного открытия и объяснили мне, что это не так. Но я с их объяснениями не согласился и стал упорно им доказывать, что гриб вырос точно же на том месте, где лежала кость, и как они не могут этого понять. Вот такая вот у меня сложилась причинно-следственная связь.
«Гигантский петух» С этой же канавой у нашего барака связана ещё одна история. Однажды в солнечный день мы с моим другом решили перейти по лежавшей через неё доске на другую стороны канавы. Однако на нашем пути неожиданно появился огромный соседский красно-жёлтый петух, который встал на нашем пути, готовый бежать за нами. Мы очень испугались и побежали обратно.
«Будка-пристройка» Старшие дети – мой брат, сестра и их друзья, сколотили будку с крышей, покрытой рубероидом, и дощатыми стенами, в которой поставили железную панцирную кровать. И когда пошёл сильный дождь, и дети с радостью укрылись в будке от дождя, рассевшись на этой кровати, родители начали отправлять меня в дом. Мне не хотелось и я стал сопротивляться и кричать.
«Катание на «Козле». У отца был чёрный мотоцикл, который назывался «Козёл», и вот он, выпивший, решил, видно, полихачить и посадил меня перед собой на бензобак. Увидевшая это мать начала на него кричать, что он пьяный собрался ехать со мной.
«Вертолёт» У меня в комнате много игрушек. И вот мне принесли купленный зелёный вертолёт, который поднимается вверх дёрганием стартёрной верёвочки. Он взлетает вверх с крутящимися лопастями, и я от этой игрушки безумно рад и счастлив.
«Карусель» На детской площадке мы, дети, без присутствия рядом взрослых катаемся на карусели. Разгоняем карусель и запрыгиваем. И докрутились до того, что меня начало тошнить, и я стал срыгивать. И с таким плохим самочувствием я сразу пошёл домой. Уже темнело, и по пути мне встретились женщины, встречающие своих коров, которых пригнали с пастбища.
СССР. КАЗАХСКАЯ ССР. Посёлок САЯК.
п. САЯК (рудник). Карагандинская (Джезказганская) область. 1966 – 68 годы.
«Переезд в крытом вагоне из Ащису в Саяк» Для меня история жизни в посёлке Саяк, расположенном на востоке озера Балхаш, началась с нашего переезда. Мы, со всем своим имуществом, отправились в путь в грузовом крытом вагоне. В то время это было обычным делом — перевозить свой домашний скарб вместе с семьёй в таких вагонах. В одной половине вагона разместилась наша семья, а в другой — другая. Когда мы проезжали мимо одной из маленьких станций, наш состав замедлил ход и двигался еле-еле. Мы ехали с открытыми воротами, и однажды они оказались на какой-то станции напротив барака, из которого вышла женщина с ведром и она направилась к колодцу.
Моя мама, находясь в хорошем настроении, махнула ей рукой и крикнула: «Поехали с нами!» Женщина ей тоже весело ответила что-то шуткой. Это было после дождя, и солнце уже ярко светило и мне было так радостно, что у мамы такое хорошее настроение, и что впереди нас ждёт что-то прекрасное ещё неизведанное.
В то время Саякский медный рудник находился на стадии начальной активной разработки и расположен в 208 километрах к востоку от города Балхаш, вдоль северного побережья озера Балхаш. Этот район тогда входил в состав Карагандинской области, и расстояние на север до Караганды 600 километров. Однако позднее, чтобы улучшить управление и направить финансовые потоки в город Жезказган, где в связи со строительством и развитием нового горно-металлургического комбината, Карагандинскую область разделили на две. Балхашский район стал относиться к Жезказганской области. Сама область находится ближе к юго-востоку Казахстана и представляет собой голую степь с небольшими холмами.
Когда-то, в ледниковый период, ледник выровнял древние горы, создав ровное пространство. Поэтому почва здесь каменистая, скалистая. Здесь мало дождей, воздух сухой, и поэтому весной после таяния снега зелёная трава появляется только в мае, а затем засыхает. Всё лето здесь царствуют верблюжья колючка, перекати поле и саксаул. Из дикой фауны можно встретить сайгаков, волков, шакалов, сусликов, змей и ящериц. Традиционно местные жители (казахи) разводят верблюдов, лошадей и баранов. Степь есть степь, и не зря ракетные капсулы с космонавтами опускаются на Землю именно здесь, где открытое и чистое пространство степи Жезказганской области. Здесь безопасно для спускаемого комического аппарата и удобно для поиска капсулы вертолётами. А вот с южного побережья продолжается не степь, а начинается уже пустыня.
В 1966 году на руднике ещё не осуществлялась добыча медной руды, поскольку отсутствовала необходимая инфраструктура. В основном шло строительство однопутной железной дороги протяжённостью в 208 километров до города Балхаша, предназначенной для транспортировки медной руды на завод БГМК (Балхашский Горно-Металлургический Комбинат). Также велась ещё работа по вскрытию и углублению карьера для добычи открытым способом. Кроме того, осуществлялось строительство жилых домов, магазинов, больниц, детских садов, школ, административных и производственных зданий. Следует отметить, что Балхашский БГМК функционирует с 1920-1930-х годов, и сырьё в основном поступает по железной дороге с Коунрадского рудника, расположенного в 14 километрах от самого комбината.
(№ 1. Продолжение следует).