Найти в Дзене
Глашатай Истины

А был ли возможен матриархат?

Оглавление
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Всем привет! Все слышали наверняка что на раннем этапе развития человечества существовала такая общественная формация как матриархат, которая постепенно переросла в патриархат, существующий по сегодняшний день? Но так ли было на самом деле? Давайте разбираться.

1. Доказательства существования эпохи матриархата.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

А собственно какие есть прямые доказательства? На самом деле таких доказательств нет. Есть только трактовки определенных археологических находок(далеко не бесспорные), упоминания в мифах, в философских трактатах и некоторые другие.

И так:

1) Археологические находки, которые используют как косвенное доказательство существования матриархата.

  • Палеолитические Венеры

Подобные фигурки находят очень часто в палеолитических культурах от Пиренеев до Иркутской области.

Вот только несколько самых заметных находок:

  • Венера из Ложери-Бас, Франция;
  • Венера из Холе-Фельс, Германия;
  • Венера Виллендорфская, Австрия;
  • Венера Мораванская, Словакия;
  • Венера Леспюгская, Франция.
  • Венера из Костенок, РФ.
  • Мальтинские Венеры, РФ.

Аргумент сторонников материнского капитала матриархата строится на том, что данные скульптуры женщин, по всей видимости свидетельствует о культе богини-матери, а следовательно женщина занимала главенствующее место в первобытном обществе. Такой аргумент очень слабый. Сам культ богини-матери никак не доказывает главенство женщин. Культ богини-матери был практически у всех народов во все времена, доживший и до наших дней, например в христианстве трансформирующийся в почитание Богородицы. К тому же, простой пример женских скульптур в установленную эпоху патриархата уже опровергает данное доказательство:

Да и само наличие женских фигурок не свидетельствует о главенстве женщин в обществе, помимо женских фигур, в тот же период, находят фигурки животных(мамонтов, буйволов, коз, львов, гусей и прочих). По этой же логике в первобытном обществе мамонты, буйволы, козы и прочие главенствовали в первобытном человеческом обществе. Да и вообще, человек с незапамятных времен стремился к искусству и развивал его на протяжении всей своей истории. Можно по разному трактовать смысл вложенный древними людьми в свои творения.

2) Косвенные свидетельства матриархата в мифах народов Мира

Конечно же, самым известным письменным упоминанием о, якобы, существовании матриархата является всем известные мифы об амазонках.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

О женщинах воительницах, живущих без мужчин писали греческие и римские авторы. Их изображения или сцены из мифов с их участием пестрели на барельефах, глиняных сосудах, книгах, доспехах и прочих предметах. Миф всем знаком, поэтому подробно на нем останавливаться нет смысла.

Давайте разберемся о реальной возможности существования сугубо женского общества без мужчин. Возможно ли оно? Если не брать во внимание то, что раз в год амазонки делали набеги на гаргарейцев (предположительно предков современных ингушей и чеченцев) с уникальной целью - зачать детей. Хотя слабо верится в образ кавказских мужчин, отбивающих натиск женщин, целью которых было, эм....., совокупление с ними(греки еще те сказочники), то собственно, как такое возможно? Да никак! Если такое общество и существовало, то существовало недолго. К такой формации человеческих отношений сразу же возникает ряд вопросов:

Как решали вопрос репродукции? Допустим, устраивали набеги, подобные мифическим набегам на гаргарейцев, то получается после таких набегов амазонки оставались беззащитны в течении как минимум периода 6 месяцев беременности и до перехода младенца на самостоятельное питание! Плюс-минус около года амазонки лишались нормальной обороноспособности. Понятное дело не все сразу беременели, но все равно весьма неправдоподобно.

Почему соседние патриархальные племена, да и те же греки, не пошли и не захватили сугубо женское племя без мужчин, превратив побежденных, к примеру, в царский гарем или раздав всем по наложнице, а то и по две?

Взгляды, взглядами, но какие еще есть мифы, свидетельствующие в пользу матриархата?

Вторым по известности мифом является легенда о "Кырк кыз", если коротко, то легенда гласит об отряде из 40 девушек, которые служили в гарнизоне крепости Кырк Кыз-Тепе, что вблизи Самарканда. И когда однажды пришел враг, они отражали атаки несколько дней, пока не осталась одна, смертельно раненая, Гаухар - предводительница отряда. Выйдя из крепости, она вызвала на поединок того, кто атаковал крепость. С нее упал шлем, все увидели что это девушка. Предводитель врагов подошел к ней, поцеловал ей руку, позавидовал что у него не такие воины как эти девушки, понял что ему не взять Самарканд и ушел восвояси.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Итак, где в этой легенде свидетельства о матриархате? Более того, девушки защищают Самарканд на передовой позиции. То есть, безропотно выполняют возложенные на них воинские обязанности. То что они воины? Так никто не отрицает что не было женщин-воительниц. Взять в пример тех же скифов или сарматов. Среди их захоронений нередко находят останки женщин-воинов. Но это как раз характерно для кочевых народов. Потому что мобилизационный потенциал кочевого общества близок к 100%. Мальчики с детства учатся седеть в седле и стрелять из лука. Как впрочем и девочки. И когда очередной вождь забирает в поход всех, кто может седеть в седле и стрелять из лука(по сути всех здоровых мужчин), то кто остается присматривать за скотом? Защищать его от хищников? Естественно старики, женщины, дети и калеки. Скакать и стрелять из лука достаточно, чтобы отогнать хищника. Или, к примеру, отбиться от небольшого отряда конокрадов. С такими вызовами девушки могли справится. И конечно же, если дамочка оказывалась метким стрелком, да и еще из местной знати, запросто могла быть мобилизована вместе с мужчинам. И со временем, традиция брать в войско талантливых, в военном отношении, девушек перекочевала к народам ставшими оседлыми, после кочевого периода жизни их предков.

3) Полиандрия, матрилинейность, матрилокальность.

В пользу существования матриархата приводят полиандрию(многомужество). Которая встречается у некоторых народов и по сей день. Якобы, это должно свидетельствовать в пользу матриархата, как его отголосок . Но, как раз полиандрия свидетельствует скорее в пользу патриархата. Ведь иметь одну жену на несколько мужчин, могло быть обусловлено тем, что в племени число мужчин превышало количество женщин. Тут решения 2: идти в набег на соседнее племя за их женщинами, или иметь одну жену на несколько мужчин. Идти в набег - так можно и без руки остаться, а то и не дай Бог, без головы. Самое простое решение иметь одну жену на несколько мужчин. И при этом, мнение женщины явно не спрашивали.

Опять же, кто-то возразит, мол, что существовали мужские гаремы и будет прав. Да, существовали. Но как правило, на период регентства, пока не подрастет наследник, от имени которого женщина временно правит. Или на период ее правления, в связи с преждевременной кончиной мужа и его родственников по мужской линии, опять же, до взросления собственного наследника мужского пола. Или к примеру взять русских императриц с их фаворитами. Но опять же, это явление временное и по сути не законное или не совсем законное в глазах общества.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Даже в случаях, когда женщина управляла государством. Управленческие посты занимали исключительно мужчины. А в первобытном обществе это было в принципе невозможно. Потому что во все времена, а особенно в первобытных обществах, существовало право сильного.

Матрилинейность(передача наследства, установление родства по женской линии) - это еще один, якобы, свидетельствующий в пользу матриархата аргумент. Но, нет. Аргумент больше в подтверждение как раз патриархата. Потому как, матрилинейность - это как раз свидетельство того, что женщина принадлежала, если не всему племени, то нескольким мужчинам. И при наличии нескольких мужей не представлялось возможным определить отцовство. А на принцип: "Кто последний - тот и папа", большинство было не согласно... По сути, матрилинейность это следствие полиандрии.

Матрилокальность(обычай, когда молодожены поселяются там, где живет или жила мать жены). По всей видимости следствие матрилинейности. Встречается гораздо реже патрилинейности. И долгое время считалась ранней формой брачного поселения. Сейчас многими исследователями считается устаревшей. Помимо этих двух форм брачного поселения, существуют(существовали) еще и билокальность(поочередное поселение то в роду мужа, то в роду жены), неолокальность (супруги селятся на новом месте) и другие формы. И все же, самая частая форма - это патрилокальность и нет никаких доказательств, кроме умозрительных, что раньше было иначе.

2. Самый весомый аргумент против существования матриархата.

Самый главный аргумент, как я уже писал выше, это право сильного. Которое было основным аргументом в борьбе за власть на протяжении всей человеческой истории, а особенно сильно это право превалировало на ранних стадиях человеческих сообществ. И какая бы храбрая и сильная женщина не была, она все равно не сможет физически противостоять мужчине. Даже сейчас, в современном обществе, что уж говорить про первобытные времена.

Наглядным доказательством стала позорная(во всех смыслах) олимпиада в Париже, где два, довольно посредственных, боксера мужского пола не оставили никаких шансов на победу лучшим женским представительницам этого вида спорта.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

3. Итог

Подводя итог, хочу сказать, что идею существования матриархата впервые сформулировал швейцарский ученый, этнограф Иоганн Якоб Бахофен в своей книге "Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире", которая была издана в 1861 году. Это было время расцвета феминизма "первой волны". Естественно, идея о том, что женщина не всегда была угнетена, а даже наоборот, главенствовала над мужчинами, легла на благодатную почву и понравилась прежде всего самим женщинам, но конечно же не только им. В самой Европе от идеи существования матриархата отказались более ста лет назад, в советской науке она задержалась до 80-х годов ХХ столетия.
Рассмотрев основные аргументы, которые относят в пользу существования матриархата, можно сделать вывод, что ни один из них нельзя трактовать однобоко "за" матриархат. А в большинстве случаев эти же аргументы свидетельствуют "против". Поэтому, можно сделать вывод, что все доказательства сугубо умозрительные и больше "притянутые за уши".

По всей видимости патриархат существовал всегда и почти везде, возможно были какие-то исключения, но как говаривал товарищ Цицерон: "исключения, лишь подтверждают правила".

Путеводитель по каналу: "ссылка"

ССЫЛКА на telegram, подписывайтесь чтобы вовремя получать уведомления на новые статьи.

Спасибо что дочитали до конца!

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Если Вам понравилась статья. Ставьте "пальцы вверх"

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

и подписывайтесь на канал.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет

Оставляйте свои комментарии.

Фото и изображения из открытого доступа сети интернет
Фото и изображения из открытого доступа сети интернет