Первая встреча с психологом. Как говорят психотерапевты «первая сессия». Вокруг нее у клиентов часто много ожиданий и тревоги: Что будет делать психолог? Что должен делать я? Есть ли какие-то правила? Как мне себя вести? Могу ли я быть искренним? Не узнает ли кто-то о моей проблеме? Как и что я должен говорить?
По своему клиентскому опыту могу сказать, что заранее готовить речь было абсолютно бессмысленно. Конечно, я знала, что хочу обсудить, много раз прокручивала в голове свой рассказ, создавая тем самым стереотипные нейронные пути. Но психолог своими вопросами уводила меня от привычных, проторенных дорожек мышления. Теперь-то я знаю, что это один из признаков хорошего психолога.
Мой профессиональный опыт позволяет с уверенностью утверждать, что для психолога первая встреча с клиентом тоже волнительна. Насколько клиенту безопасно и комфортно в общении со мной? Готов ли клиент начать работу и признать за мной право на помощь? Как устроена жизнь моего клиента? В чем его основные сложности? Что клиент сам про них думает? Какую стратегию решения я могу предложить?
Психотерапия всегда про отношения. И начинаются эти отношения с первого сообщения или звонка, с первой встречи клиента и психолога. Поэтому прислушивайтесь к себе, будьте очень внимательны к своим ощущениям, следите за тем, насколько вам комфортно и безопасно в контакте с психологом.
Помните, сессия всегда для клиента и про клиента. Рассказывайте, задавайте вопросы, проясняйте непонятные моменты, чтобы не мучиться додумывая самостоятельно. Если вас что-то настораживает, если что-то не нравится – старайтесь говорить об этом психологу. В конце концов и психолог, и клиент – это люди, которые могут просто не подойти друг другу. Если же в контакте с психологом вы чувствуете себя безопасно и свободно, вам повезло, вы нашли своего специалиста.
Своим потенциальным клиентам я всегда присылаю правила работы. Делаю я это специально, для того чтобы снизить уровень тревоги. В этих правилах прописаны мои профессиональные возможности и ограничения, этические требования, которых я придерживаюсь, и особенности моего взаимодействия с клиентами.
Я считаю, что подобные рамки обеспечивают предсказуемость и безопасность. Уже на этапе знакомства человек может сверить свои ожидания с моими возможностями, соотнестись со своими чувствами и понять, готов ли он работать в соответствии с этими правилами или нет.
Если готов, осталось только решиться, прийти и начать говорить.