Найти в Дзене
Козунов Олег.

Кинжал для Генриха IV.

Памятник генриху IV/
Памятник генриху IV/

Прослушав утреннюю мессу, король Франции Генрих IV вернулся в Лувр, где вскоре встретился со своим внебрачным сыном Сезаром де Вандомом, настоятельно просившим о встрече.

С лёгкой ухмылкой он выслушал взволнованную речь бастарда, буквально вбежавшего в приёмную короля.

— Умоляю Вас, Ваше Величество, не покидайте сегодня более Лувр. Ла Бросса уверил меня, что Вам угрожает опасность. Он крайне взволнован, и надо признаться, его беспокойство передалось и мне. Едва он сообщил мне свои опасения, я тотчас бросился к Вам.

-Не стоит воспринимать предсказания астрологов столь буквально, дорогой мой. Они давно пророчат мне всяческие неприятности в мае. Всё это ерунда и не стоит тратить на это время.

Генрих лукавил. С того момента, как он принял решение о коронации Марии Медичи, на душе было неспокойно. Нечто тяжелое, неотвратимое и неизбежное терзало душу, не давая покоя.

Французского монарха не раз предупреждали о готовившихся на него покушениях. Известия приходили из Италии, Австрии, Испании. В Риме хотели ослабить Францию и для этого развязать новую религиозную войну. Мадрид и Вена считали, что со смер.т_ю Генриха IV возможно усиление Габсбургов и союз с Францией. Папа Римский страшился нараставшего конфликта Испании и Франции при котором за последнюю выступят Англия и Голландия. Этот конфликт пытались предотвратить и происпанские силы в самой Франции.

Минувшей ночью король едва сомкнул глаза.

Странно, но, вернувшись вчера из Сен-Дени, где он присутствовал на коронации своей супруги Марии Медичи, Генрих с горечью заметил, что это неприятное ощущение лишь усилилось.

После обеда король направился в опочивальню, имея твёрдое намерение выспаться, но сон не шёл. Проворочавшись около получаса, в прескверном настроении он поднялся и, поразмыслив, решил направиться в арсенал к герцогу Сюлли, начальнику артиллерии и инспектору всех крепостей. Искренне преданный, прямодушный герцог не раз удерживал Генриха от сомнительных затей и легкомысленных поступков. Генрих ценил его советы и редкую способность слушать, когда в этом была необходимость.

В сопровождении группы дворян принявших предложение сопровождать короля и небольшого эскорта королевских жандармов Генрих покинул Лувр.

В то же самое время на улице Ферроннере в тени скобяной лавки расположился мрачный, богатырского вида детина с рыжей шевелюрой в темной поношенной одежде и таких же знавших лучшие времена туфлях со сбитыми каблуками. Мужчина, а это был не кто иной, как тридцатилетний Франсуа Равальяк, с 18 лет стряпчий, а в недавнем прошлом школьный учитель, с детства воспитанный в нена_висти к гугенотам и их вождю, ставшему королём Франции под именем Генрих IV. Франсуа, слушая проповеди «святых отцов», осуждавших милости короля в отношении гугенотов, и читая произведения сторонников Лиги, утверждавших богоугодным делом уб_йство захватившего трон Франции «антихриста», болезненно впитывал слухи, посеянные испанской разведкой, о предстоящей «варфоломеевской ночи» для католиков и намерении Генриха IV свергнуть Папу Римского. Незаметно для себя, направляемый умелой рукой заговорщиков, Равальяк решает вернуть короля на истинный путь и спасти его заблудшую душу. Посещая Париж, он трижды пытается добиться аудиенции короля, но каждый раз безрезультатно. Когда он появился в Лувре в третий раз, капитан гвардейских жандармов Лафрос доложил Генриху IV о странном посетителе. Король велел его обыскать и прогнать прочь. Неудача обозлила Равальяка. В 1609 году у него было видение, где ему было велено убедить короля обратить гугенотов в католичество. Не сумев выполнить возложенную на него миссию и восприняв решение о вторжении в Испанские Нидерланды как начало войны против Папы Римского, Франсуа Равальяк решает уб_ть Генриха IV.

14 мая 1610 года свернув на довольно узкую, не более четырёх метров шириной, улицу Ферроннере, карета короля вскоре вынужденно остановилась. На дороге случился затор. Жандармы принялись расчищать путь, ослабив внимание за королевским экипажем. Восприняв задержку как «знак божий», а возможно, предупреждённый заранее, Равальяк запрыгнул в карету и нанёс королю несколько ударов кинжалом. Генрих IV получил два проникающих ранения, второе из которых оказалось смертельным. Третий удар кинжала ранил сопровождавшего короля герцога Эркюля Монбазонского.

Шарль-Густав Узе.1860. Убийство Генриха IV.
Шарль-Густав Узе.1860. Убийство Генриха IV.

Равальяка схватили. 27 мая 1610 года на площади Грев в Париже его последний раз подвергли пыткам, после чего казнили четвертованием.

Добрый король Генрих IV похоронен в Базилике Сен-Дени.

Базилика Сен-Дени. Королевский некрополь.
Базилика Сен-Дени. Королевский некрополь.