Найти тему
Курская правда

«Все мы родом из Арсеньевки»

Как выходцы небольшой деревни объединились, чтобы написать историю малой родины

В паре километров от Льгова в живописном месте на левом берегу реки Апаки расположилась деревня Арсеньевка. Когда-то здесь кипела жизнь: люди работали в колхозе, делили меж собой горести и радости, а каждый сосед был другому брат или сват. Спустя десятилетия в Арсеньевке осталось с десяток семей. А жизнь, хоть и стала намного тише, но продолжается.

Выходцы из Арсеньевки – те, кто здесь вырос, чьи предки отсюда родом, очень хотят, чтобы их малая родина не исчезла с лица земли, оставив лишь название на карте. Они объединились и создали в соцсети сообщество «Деревня Арсеньевка, Льговский район. Жили-были». Здесь публикуют истории, связанные с деревней и жившими в ней людьми, знакомятся и узнают о родственных связях друг с другом.

Найти корни

Деревня Арсеньевка в наши дни
Деревня Арсеньевка в наши дни

Вячеслав Дрозд называет себя льговчанином в квадрате. Все его родственники по отцу и матери до восьмого колена жили и создавали семьи в Льговском районе. Уже будучи взрослым, он окунулся в генеалогию и выяснил, что несколько поколений семьи и вовсе были уроженцами одной деревни – той самой Арсеньевки. Интересоваться этой темой он начал ещё в детстве, слушая семейные истории, которые передавали из уст в уста старшие поколения.

– Хотя моя профессия не связана с историей, в вузе я учился именно на этом направлении. Кафедру выбрал не случайно, потому что интерес к истории ещё в детстве во мне пробудила моя прабабушка по маминой линии, – рассказывает Вячеслав. – Мне было лет семь, когда по телевизору я услышал о погребении останков последнего российского императора Николая II и его семьи. Это впечатлило меня, и я начал расспрашивать об этом родителей. Они предложили обратиться к прабабушке, сказав, что она родилась ещё при царе во время революции и, возможно, знает чуть больше.

Мальчик так и поступил. Акулине Филипповне Овсянниковой в тот момент было около 80 лет. Несмотря на преклонный возраст, у женщины сохранилась прекрасная память, и она подолгу разговаривала с внуком. Сначала рассказывала о семье – о том, кем были её родители, бабушки, дедушки, как они жили, потом обсуждали и более серьёзные темы – Великую Отечественную войну, годы оккупации.

– Когда я подрос, уже без родителей ездил в эту деревню на велосипеде. Ещё при жизни прабабушки искал дом, где она родилась. А два года назад я решил продолжить изучать свой род. Я обратился к архивам и узнал то, чего не знала моя прабабушка. Оказалось, мои предки жили в Арсеньевке с 1759 года, – продолжает льговчанин. – Множество линий по прабабушке и прадедушке, несколько поколений – все они были уроженцами этой деревни и стояли у истоков её основания. Время проходит, имена забываются, но, к счастью, нам доступны архивные данные, благодаря которым я знаю своих предков уже до восьмого колена.

Потомки рода Арсеньевых
Потомки рода Арсеньевых

Когда Вячеслав собирал данные о родственниках, в одной из льговских групп в соцсетях увидел пост со старым снимком, сделанным ко Дню Победы. На нём собеседник узнал сестру прабабушки. Оказалось, что авторы поста – тоже уроженцы Арсеньевки, которые были знакомы с его родственниками. Так Вячеслав познакомился с Натальей Тереховой, которая тоже изучала свои корни.

– Я помог Наталье разобраться с тонкостями истории Феодоры и Якова, правнучкой которых она является, и подтвердить все факты документально. Потом к нам присоединилась Олеся Быкова, сама она из Москвы, но корни отца из Арсеньевки, мы разобрали и её ветку, – говорит Вячеслав. – Наталья предложила создать группу, в которой можно было бы собрать фотографии их малой родины, местных жителей и помочь другим что-то узнать о своих предках, пока это ещё возможно. Так во «ВКонтакте» и появилась группа «Деревня Арсеньевка, Льговский район. Жили-были». Сейчас я веду её вместе с Олесей.

Жили-были

Деревня в 60-ых годах
Деревня в 60-ых годах

Статистика утверждает, что в начале 40-х годов в деревне проживало около 800 жителей. И если несколько месяцев назад там ещё жило с десяток семей, то сегодня осталось лишь несколько человек – тех, кто не эвакуировался.

– Рано или поздно в деревне, возможно, совсем никого не останется. Поэтому мы создали группу и начали добавлять в ленту истории появления деревни, необычные случаи из жизни селян, – говорит Вячеслав. – Затем нашли доступ к льговскому архиву и запросили похозяйственные книги, благодаря которым в группе появилась рубрика «Подворные карточки». В ней рассказываем о составе семей, информация бывает разная, иногда можно узнать год постройки дома, каким было хозяйство, кто и где работал и даже кто из домочадцев был грамотным. Обычно, чтобы узнать эти данные, нужно писать в архив запрос, а мы делимся информацией с односельчанами просто так. Параллельно дополняем посты снимками. Многие жители уже и не помнили некоторых людей, о которых идёт речь в этих карточках, но теперь каждую неделю мы кого-то вспоминаем.

Назвать Арсеньевку, которой чуть больше трёхсот лет, древней – нельзя, а вот старинным поселением – можно. Работая в архивах, энтузиасты нашли информацию об основателях деревни, когда она ещё была владельческой до отмены крепостного права. Льговчанам даже удалось связаться с потомками тех, кому много лет назад принадлежала и имя чьего рода носит Арсеньевка. Те, в свою очередь, поделились снимками последних владельцев селения. Вот что льговчане пишут об этих людях:

«О семье последнего владельца деревенских земель из рода Арсеньевых – Николая Алексеевича нам известно гораздо более, чем о его предшественниках. На одном из исторических форумов были найдены написанные в стихах дневники его внучки Зои Алексеевны. В них она изложила историю своей семьи, последних Арсеньевых из Льговского уезда. В советское время Зоя Алексеевна Гладкова, урождённая Арсеньева, и её брат Николай Алексеевич проживали в Ялте. Николай Алексеевич был известным художником и творил под своей фамилией. Существует картина Николая Алексеевича, на которой изображён его отчий дом в Коробкино – последнее пристанище дворян Арсеньевых из Льговского уезда».

Свадьба в деревне
Свадьба в деревне

Даже такой небольшой экскурс в историю требует немалых усилий и кропотливой работы с архивными данными. Информацию Вячеслав и Олеся собирают по крупицам, а затем обрабатывают, чтобы она была доступна всем читателям. Какие-то истории активистам рассказывали старожилы, а какие-то приходилось выуживать из архивов.

– Семейные истории проверить на подлинность мы не можем, но часто они подтверждаются по именам в метрических книгах, мы находим там прадедушек или прабабушек. Какие-то исторические факты можно проверить по уставным грамотам. Они составлялись между помещиком и крепостными, когда проходила отмена крепостного права. Все данные в них являются историческими фактами, так как были зафиксированы на бумаге, – объясняет Дрозд. – Кстати, благодаря историческим документам мы пришли к заключению, что многие участники нашего сообщества приходятся друг другу пусть и дальними, но родственниками. Некоторые не подозревали о родстве, пока не узнали фамилии предков.

Люди и судьбы

-6

Среди рассказов о жизни арсеньевцев, которые публикуются в группе, есть готовые сюжеты для романов. Например, историю любви, которую в семье передают из поколения в поколение, рассказала правнучка героев Наталья Терехова. Приводим её без изменений.

«В феврале 1911 года сын крестьянина Онисима, двадцатилетний Яков, венчался первым браком с девицей из этой же деревни – Феодорой Исаевой, восемнадцати лет от роду. Когда Якову исполнился 21 год, его призвали в армию. В начале 1912-го родился их первенец Василий, который умер в младенчестве. Не успев отслужить половину положенного срока и вернуться домой, Яков становится участником Первой мировой войны. Феодора ждёт мужа, по всей видимости, проживая в доме свёкра.

По сохранившимся фотографиям того времени удалось установить, что Яков служил и воевал в 14-м гусарском Митавском полку. Этот полк существовал с 1908 по 1918 год. Из архивных данных известно, что в 1915 году полк воевал в тяжёлых боях под Польшей и при прорыве через деревню Нерадово понёс серьёзные потери – среди солдат было много убитых, раненых и пленных. В числе последних оказался и раненый Яков, которого оставили на поле боя.

Тем временем в Арсеньевке Феодора ждала своего супруга. Спустя почти пять лет родные, отчаявшись, предложили Феодоре начать новую жизнь. Женщина снова вышла замуж, но, как говорится, от судьбы не уйдёшь.

-7

Однажды весной, когда Феодора в ожидании ребёнка хлопотала по хозяйству – мазала хату, к ней пришли родные Якова. Прежде чем заговорить, попросили присесть. «Яков вернулся!» – вот что услышала Феодора. Он послал родных к любимой, зная, что Феодора вышла замуж и ждёт ребёнка. Но просит вернуться и начать все сначала, с обещанием, что никогда ни словом, ни помыслом не обидит её и воспитает ребёнка как собственного. И молодая женщина сделала выбор в пользу любви.

Герои этой истории воссоединились, воспитали четверых детей, хлопотали с внуками и увидели правнуков. Феодора Архиповна умерла в 1967 году, а Яков Онисимович – в 1976».

Среди участников сообщества есть и те, кто лишь в группе смог узнать судьбу близких людей. Одна из таких историй произошла в прошлом году. Вячеслав и Олеся нашли родственников жителя Арсеньевки, которого почти 80 лет считали пропавшим без вести.

Два года назад в списках участников Великой Отечественной войны, которые жили в деревне, льговчанам попались фото и данные Павла Ивановича Квашенкова. Среди документов была карточка военнопленного и снимок молодого человека, сделанный в 41-м году в шталаге Минска перед отправкой в Германию.

В плен старший сержант Квашенков попал 28 июля в городе Березино Минской области Белорусской ССР. Затем мужчина убыл в трудовой лагерь внешней части Бухенвальда. Павел Иванович трудился на угольной шахте неподалеку от Бохума, где ныне располагается музей. Из карточки военного льговчане узнали, что Квашенков умер 18 октября 1944 года от малокровия. Проще говоря, от истощения.

Захоронения погибших в концлагере Бохум
Захоронения погибших в концлагере Бохум

Год спустя на связь с Вячеславом вышла Татьяна Квашенкова – уроженка Арсеньевки, живущая в Мариуполе. Оказалось, что Павел Иванович её родной дядя, но о его судьбе в семье было известно лишь, что на войне он пропал без вести. Через племянницу Вячеслав связался с внучкой Павла Ивановича Верой, его дочь – Зоя Павловна умерла за год до этого, так ничего и не узнав о судьбе своего отца.

– Мы нашли место захоронения погибших в концлагере Бохум и через наших друзей и соотечественников в Германии смогли возложить цветы и зажечь свечу на могиле Павла Ивановича, – рассказали организаторы сообщества. – В память о нём и других людях, чьи судьбы так и остаются неизвестными.

От Льгова до Франции

Обелиск погибшим односельчанам в годы ВОВ
Обелиск погибшим односельчанам в годы ВОВ

Война изменила много судеб, были и истории со счастливым концом. Дети войны – свидетели тех дней, много рассказывали Вячеславу и Олесе об односельчанах, угнанных на принудительные работы в Германию. В разговорах рассказчицы часто упоминали девушку по имени Вера, которая вернулась из неволи в родную деревню с возлюбленным.

Найти потомков этой женщины помог случай. Всякий раз, когда кто-то присоединяется к группе, организаторы связываются с новым участником и уточняют, имеют ли его предки непосредственное отношение к деревне. Осенью прошлого года в сообщество вступила Наталья Семёнова, которая оказалась потомком семьи Шкуратовых. Рассматривая подворные карточки, женщина указала, что среди членов семьи не значится одна из дочерей Ефима и Анны Шкуратовых – Вера.

Это и была та женщина, о которой рассказывали старожилы и которая была угнана в годы войны. Куда именно её отправили – неизвестно, но именно в плену она встретила свою любовь, познакомившись с французом по имени Марсель.

После войны Марсель и Вера поженились, в их семье родилось семеро детей. Семья осталась во Франции, где и сегодня живут потомки Шкуратовых, древний род которых берёт свои истоки из Арсеньевки.

Уже второй год Вячеслав и другие участники группы регулярно встречаются лично. В преддверии Дня Победы уроженцы Арсеньевки приводят в деревне в порядок обелиск односельчанам, погибшим в годы войны, убирают территорию и делятся воспоминаниями.

На трёх кладбищах, где захоронены арсеньевцы, уроженцы деревни планируют поставить поклонный крест. Один из них в этом году уже установили, ещё два пока ждут своей очереди из-за сложной обстановки.

Единомышленники надеются, что когда-нибудь удастся возродить жизнь в их небольшой, но милой деревушке, что местная власть будет внимательнее к проблемам жителей глубинки, а живописные пейзажи заполнят усадьбы и дома, появится инфраструктура и снова закипит жизнь в Арсеньевке.

Льговчане на встрече
Льговчане на встрече

Дарья ДРЁМИНА.
При подготовке использованы фото и материалы группы «Деревня Арсеньевка, Льговский район. Жили-были» «ВКонтакте»