Найти в Дзене
Сергей Петров

Заимствование иудеями зороастрийского дуализма 1

Еврейская Библия представляет собой собрание разновременных и разнородных текстов, ни один из которых не является в собственном смысле слова богословским. Однако некоторые из них всё-таки дают возможность составить представление о теологии их авторов. Для девтерономическо-жреческих кругов пленной и послепленной эпохи (VI-V вв. до н.э.), определивших официальную религию возрождённой храмовой общины в Иерусалиме, одним из таких текстов является 30-я глава Книги Второзакония: 15. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро (ṭoḇ), смерть и зло (ra‘). 16. [Если будешь слушать заповеди Яхве, бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня – любить Яхве, бога твоего, ходить по путям его и исполнять заповеди его и постановления его и законы его; и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Яхве, бог твой, на земле, в которую ты идёшь, чтоб наследовать её; 17. если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, 18. то я

Еврейская Библия представляет собой собрание разновременных и разнородных текстов, ни один из которых не является в собственном смысле слова богословским. Однако некоторые из них всё-таки дают возможность составить представление о теологии их авторов. Для девтерономическо-жреческих кругов пленной и послепленной эпохи (VI-V вв. до н.э.), определивших официальную религию возрождённой храмовой общины в Иерусалиме, одним из таких текстов является 30-я глава Книги Второзакония:

15. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро (ṭoḇ), смерть и зло (ra‘).

16. [Если будешь слушать заповеди Яхве, бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня – любить Яхве, бога твоего, ходить по путям его и исполнять заповеди его и постановления его и законы его; и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Яхве, бог твой, на земле, в которую ты идёшь, чтоб наследовать её;

17. если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,

18. то я возвещаю вам сегодня, что вы гибелью погибнете и не пробудете долго на земле, для наследования которой ты переходишь Иордан.

19. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и семя твоё,

20. любил Яхве, бога твоего, слушал голос его и прилеплялся к нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Яхве с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

(Втор. 30, 15-20)

Очевидно, что авторы этого текста озабочены исключительно благополучным физическим проживанием евреев в Земле обетованной. Сходным образом выражаются и другие тексты Пятикнижия: «Если вы будете поступать по уставам моим и заповеди мои будете хранить и исполнять их, то я дам вам дожди в своё время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой. И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно… Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду твёрд в завете моём с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового» (Лев. 26, 3-5; 9-10); «Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исх. 23, 26);«И возлюбит тебя (Яхве), и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твоё, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую он клялся отцам твоим дать тебе; благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем» (Втор. 7, 13-14).

В этих высказываниях отсутствуют какие-либо признаки дуализма, спиритуализма и эсхатологии. Напротив, в нём выражен монизм – как добро, так и зло исходят от Яхве. Ряд текстов Еврейской Библии выражают эту точку зрения ещё более определённо: «Зиждитель света и творец тьмы, создатель добра и творец зла – я, Яхве, создатель всего этого» (yoṣer ’or uḇore ḥošeḵ ‘ośe šalom uḇore ra‘ ’ani yhwh ‘ośe ḵol-’elle) (Ис. 45, 7); «Не из уст ли Вышнего исходят зло и добро?» (mippi ‘elyon lo teṣe ha-ra‘ot wə-ha-ṭoḇ) (Плач. 3, 37-38); «Всё сделал Яхве по своему замыслу – даже злодея на день зла» (kol pa‘al yhwh lamma‘anehu wəgam raša‘ ləyom ra‘a) (Притч. 16, 4); «Бывает ли в городе зло, которое сотворил не Яхве?» (im-tihye ra‘a ḇə‘ir w-yhwh lo ‘aśa) (Ам. 3, 6); «В день добра (ṭoḇa) пользуйся благом, а в день зла (ra‘a) размышляй: то и другое создал (‘aśa) бог (ha-’elohim)» (Еккл. 7, 14).

Понимание добра и зла во Втор. 30, 15-20 и сходных отрывках сугубо материалистично: добро – это жизнь, долгота дней и многочисленное потомство, зло – это гибель и смерть (ср. обширный перечень благословений и проклятий во Втор. 28, которые тоже все имеют чисто материальный характер). Смерть является конечным наказанием, никакого бессмертия души, никаких загробных наказаний для грешников или наград для праведников, никакого телесного воскресения и никакого последнего суда не предполагается.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/

https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8

https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx

https://digital.wildberries.ru/offer/186202