Найти в Дзене

Вторая мама воспитанников «Добрыни»

Оглавление

Послезавтра, 27 сентября, во всех детских садах Абакана будет большой праздник — тысячи малышей поздравят своих «вторых мам» и всех дошкольных работников с Днем воспитателя.

В дошкольных учреждениях нашего города трудится более 1 200 педагогов. Безусловно, любой из них достоин рассказа о своей профессиональной деятельности. У каждого воспитателя есть свой секретный ключик к сердцам воспитанников, по-другому в детском саду работать просто невозможно. Подтверждает это и история героини нашего сегодняшнего материала — воспитателя абаканского детского сада «Добрыня» Елены ПЕРШИНОЙ, 30 лет посвятившей любимой профессии.

Любовь к детям

— Елена Александровна, наверное, этот вопрос за 30 лет вам задавали не один раз. И все же — почему именно детский сад?

— Воспитателем я стала случайно. Никогда не представляла себя педагогом — ни в школе, ни в детском саду. Изначально я мечтала работать в сфере строительства. Но судьба иногда преподносит нам сюрпризы. Однажды, проходя мимо городского центра культуры «Победа», увидела объявление о проведении педагогических курсов — и решила попробовать свои силы. Пока училась, поняла, что профессия мне нравится и, наверное, стоит попробовать. Мне повезло: в детском саду «Дельфин» как раз была вакансия воспитателя. Прошла собеседование, меня приняли. Так я стала педагогом. Стоит отметить, что в «Дельфине» я проработала очень долго, более 20 лет. Однако с открытием восемь лет назад детского сада «Добрыня» решила сменить место работы. Впрочем, суть моей деятельности не изменилась, я так же люблю свою профессию, своих воспитанников и каждое утро с радостью иду на работу. Так что, можно сказать, я — счастливый человек.

— Ваш пример показывает, как его величество случай привел человека к делу жизни, призванию. А вообще, за прошедшие годы вы взаимодействовали со многими коллегами. Поделитесь, какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить себя работе с малышами?

— На мой взгляд, самым главным качеством является любовь к детям, какими бы они ни были: непослушными, балованными, проказливыми, с особенностями, задающими такие вопросы, ответов на которые ты не знаешь. Важно проявлять любовь, заботу, понимание, дети к такому человеку потянутся сами и будут любить просто за то, что он есть.

— Считается, что воспитатель — профессия очень сложная. Это действительно так? С какими трудностями приходится сталкиваться?

— Взаимодействовать с детьми, их родителями, а порой и с очень неравнодушными бабушками непросто. Ситуации бывают разные. Например, когда учишь ребенка производить определенное действие одним способом, а дома его учат совсем иначе, и когда в следующий раз малыш приходит в детский сад, у него начинается путница: воспитатель говорит одно, а родители — другое. Самое главное — найти подход к ребенку, а затем и к его родителям. И тогда заботливые мамы и папы поймут, что с их чадом работает специалист, знающий свое дело. Когда они увидят результат этой работы, они и сами начнут ему доверять, а также будут принимать активное участие в жизни своего ребенка. Например, в прошлом году я ставила танец для детей и их родителей. Конечно, сначала было тяжело привлечь взрослых к подобномe делу. Но впоследствии им понравился процесс репетиций, многие в него активно включились, а по прошествии праздника все дружно сказали, что в следующем году они снова с удовольствием примут участие в постановке танца.

Быть творческим

— А что самое интересное в работе с малышами?

— Прежде всего это — совместное творчество. Если не будет этой составляющей, то дети заскучают. Конечно, можно рассказать воспитанникам о букве «А», например, и научить составлять с ней слоги. Но если придумать сказку и провести занятие в интерактивном формате, то дети более охотно будут изучать материал и проявят больше интереса во время занятия. Важно находить разные подходы и методы, например, сегодня во время лепки дети рассказывали стихи. Во-первых, такая многозадачность затем пригодится им в жизни, а во-вторых, очень важным является то, чтобы воспитанникам было весело и интересно.

Стараюсь всегда привлекать детей к творчеству. Например, когда я была руководителем кружка по плетению из бисера в нашем детском саду, на 8 Марта мы вместе с детьми готовили корзинки для мам. Недавно попробовала учить ребятишек шитью. Этому навыку в соответствии с программой они должны обучаться в следующем году, но мы с ними решили начать знакомство с рукоделием немного раньше. Интерес у детей есть, стараюсь его поддерживать.

— Елена Александровна, конечно, все мы помним себя в детском саду: обед, игры, прогулки — всё по расписанию. И все же, как проходит стандартный рабочий день у воспитателя?

— На работу мы приходим к 7 часам утра, проветриваем помещение, готовим материал к образовательной деятельности. Затем родители начинают приводить детей, нужно всех принять, кому-то помочь. А далее всё как вы помните: завтрак, занятия, прогулка. Необходимо проследить за тем, чтобы дети не баловались за столом. В 9.00 мы должны проводить игровые занятия. Но очень часто планы меняются, потому что в моей группе многое зависит от желаний детей. Мы играем вместе с ними, причем дети буквально не отходят от меня ни на минуту, поэтому порой у воспитателя нет времени даже немного отдохнуть. Конечно, во время дневного сна можно ненадолго присесть, пока дети спят. Но за эти пару часов нужно подготовить материал для лепки, аппликации, оформить выставку для родителей и т. п. Прогулка — любимое занятие у детей. Вместе мы рисуем на асфальте и играем в подвижные игры, наблюдаем, исследуем.

Сотрудничество с родителями

— Легко ли удается ладить с современными родителями? Наверное, многие из них довольно требовательны к педагогам?

— Пока у ребенка идет период адаптации к детскому саду, родители и воспитатель также пытаются привыкнуть друг к другу. Вспоминаешь свой прошлый опыт, то, с какими ситуациями уже сталкивалась, как удалось наладить взаимоотношения. Самое главное — взаимное доверие, потому что ребенок всегда находится между двух огней, с одной стороны — родители, с другой — воспитатель. И если между взрослыми не будет доверия, взаимоуважения и взаимопонимания, то ребенку будет очень тяжело. Поэтому у нас проводятся всевозможные собрания и мастер-классы для родителей, чтобы они лучше понимали наши методы воспитания. Также мы приглашаем их на совместные мероприятия с детьми.

Быть новатором и гореть своим делом

— Как вы считаете, современный воспитатель — какой он? И кому из молодых людей вы бы порекомендовали работу в детском саду?

— Прежде всего это — человек активный, позитивный, любознательный. Он не боится браться за новые задачи и находить разнообразные пути их решения, а также стремится освоить новые подходы к своей профессиональной деятельности, что-то опробовать, находится в постоянных поисках новых знаний.

Что касается рекомендаций. На самом деле очень важно увидеть человека, пообщаться с ним. В таком случае можно будет точно определить, задержится ли человек в данной сфере. Но профессию воспитателя в детском саду однозначно могу порекомендовать тем, кто любит детей, людям творческим, активным, которые не боятся чего-то нового и готовы делиться своими знаниями, умениями и жизненным опытом с другими. В нашей профессии нужно гореть своим делом, любить свою работу и своих воспитанников, быть терпеливыми, чтобы наладить контакт с ребятишками.

— В завершение нашей беседы какой бы совет вы хотели дать коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Он один и очень простой: любите детей и свою работу. Воспитатель — это ведь тот специалист, который маленькому, во многом беспомощному человеку, стоящему на старте большого жизненного пути, передает не только основные умения и качества, но и частичку своей души.

Кристина ВОРОНИНА
Фото из архива детского сада «Добрыня»

-2
-3