Найти в Дзене
Страна огней

Хафса-султан: кем была мать Сулеймана Великолепного и как она относилась к Хюррем?

В турецком сериале «Великолепный век» мать султана Сулеймана показана, как строгая, но справедливая женщина, которая твердой рукой правит гаремом и делает все для благополучия своего сына. Открыто противостоять ей осмеливается только русская наложница Александра, после принятия ислама получившая имя Хюррем. Собственно, их борьбе за сердце османского падишаха и посвящены первые сезоны фильма. Но какой Хафса была на самом деле? Какой след она оставила в турецкой истории? Айше Хафса-султан родилась около 1472-го года. Ее первое имя переводится, как «женственная», а второе означает «львица». В четырнадцать лет она попала в гарем османского шехзаде Селима, молодого человека на тринадцать лет старше нее. Есть две версии ее происхождения: в Европе утверждали, что Хафса была дочерью крымского хана, с которым Селим состоял в союзе с целью свергнуть с трона своего отца. Но согласно собственным османским записям, эта одалиска была обычной христианской рабыней – тем более, что в полной версии ее и

В турецком сериале «Великолепный век» мать султана Сулеймана показана, как строгая, но справедливая женщина, которая твердой рукой правит гаремом и делает все для благополучия своего сына. Открыто противостоять ей осмеливается только русская наложница Александра, после принятия ислама получившая имя Хюррем. Собственно, их борьбе за сердце османского падишаха и посвящены первые сезоны фильма.

Но какой Хафса была на самом деле? Какой след она оставила в турецкой истории?

Айше Хафса-султан родилась около 1472-го года. Ее первое имя переводится, как «женственная», а второе означает «львица». В четырнадцать лет она попала в гарем османского шехзаде Селима, молодого человека на тринадцать лет старше нее. Есть две версии ее происхождения: в Европе утверждали, что Хафса была дочерью крымского хана, с которым Селим состоял в союзе с целью свергнуть с трона своего отца.

Но согласно собственным османским записям, эта одалиска была обычной христианской рабыней – тем более, что в полной версии ее имени сказано, что она «дочь раба». Вторая теория куда более вероятна: шехзаде действительно женился на чингизидке, но это было только в 1511-м году, а наша сегодняшняя героиня была с ним гораздо раньше. Вероятно, путаница случилась по той причине, что известно – в гарем ее доставили на галере, вышедшей из Керчи. Т.е., высока вероятность того, что она была полячка или восточная славянка.

-2

Помимо Сулеймана, от султана Селима у нее были четыре дочери. Когда единственный сын подрос, она по традиции сопровождала его в санджаке и стала управляющей собственного хозяйства молодого шехзаде. В то время она получала жалование в 1000 асперов (серебряных монет), тогда как Сулейману платили только 600.

Согласно слухам, которые ходили в то время, Хафса спасла жизнь своему сыну. Ее господин и муж не зря носил имя Селим Грозный, и в конце правления решил проверить своих детей. Он спросил у сыновей о том, кто из них хочет получить империю, и те, кто дал смелый ответ, вскоре встретили смерть.

Но бывшая наложница посоветовала своему ребенку сказать отцу, что он не сын ему, а раб. В итоге Сулейман уцелел, в отличие от собственных братьев, и без препятствий сел на трон. Хафса переехала с ним в столицу, и где-то в это время или чуть раньше в гарем Сулеймана попадает Хюррем, единственная женщина, которая будет оспаривать ее высокое положение.

Но поначалу дела шли для нее неплохо: Хафса стала первой женщиной в истории Османской империи, что получила титул валиде-султан и второй матерью султана, которая осмеливалась давать ему политические советы. На этот счет между ними сохранилась обширная переписка, где валиде ласково называет Сулеймана «свет моих очей, радость моего сердца».

-3

Хафса-султан не злоупотребляла своим влиянием на сына, но до конца жизни правила гаремом твердой рукой. Она поддерживала там баланс сил и не давала слишком поднять голову ни одной наложнице, причем, наибольшее внимание уделяя амбициозной Хюррем. Лишь после смерти матери Сулейман женился на той официально.

Но до этого прошло немало времени. Хафса не стремилась лезть в политику, а большее внимание уделяла благотворительности. В городе Маниса, где проходили обучение наиболее перспективные шехзаде, она построила больше зданий, чем любые наложницы до нее. Причем, для этого использовала не только жалование, но и удачно вложенные средства. Еще в бытность наложницей скупила несколько купеческих лавок, а затем успешно занималась бизнесом.

В 1526-м году венецианский посланник при османском дворе Марко Брагадин описывал мать султана, как «очень красивую сорокавосьмилетнюю женщину» и утверждал, что сын «питает к ней большое почтение и любовь». Но здоровье валиде ухудшалось, и от проблем с сердцем она скончалась в возрасте 56-ти лет. Вскоре после этого Сулейман и Хюррем совершили никях, т.е. провели церемонию исламского брака.

-4

Вместе с дочерью Хафсу предали земле в специально построенном мавзолее неподалеку от гробницы ее мужа Селима Грозного. Были наняты чтецы, которые долгое время непрерывно там читали Коран. Известный историк Мустафа Челеби сравнил ее с Хадиджей, первой женой пророка Мухаммеда, подчеркнув аскетизм и праведность госпожи.