Найти тему
Остров-град Свияжск

Изба-читальня. М.И. Невзоров. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году. Москва, 1803 г.

Оглавление

«Имевши случай путешествовать по губерниям Казанской, Вятской и Оренбургской, рассудил я делать замечания и записки, а после, пересмотря их, для удовольствия и пользы читателей сообщить публике в образе писем…»

Так начинает свое повествование о поездке по восточным губерниям европейской части России Максим Иванович Невзоров – литератор и масон.

Он происходил из духовного звания, учился в Рязанской семинарии и Московском университете, получил диплом доктора медицины в Лейденском университете в Германии. В Москве сблизился с видными масонами Н.И.Новиковым и И.В.Лопухиным. Во время преследований масонов Екатериной II он был арестован в 1792 г., попал в Петропавловскую крепость, потом в психиатрическую лечебницу, вышел оттуда в 1798 г. уже при императоре Павле. Позже был начальником университетской типографии в Москве, издавал журнал «Друг юношества».

Журнал «Друг юношества»
Журнал «Друг юношества»

Князь Иван Лопухин, который при Павле I стал сенатором, пригласил его в ревизорскую поездку по губерниям, которая была предпринята для обследования деятельности местных органов власти. По впечатления этого путешествия Невзоров и написал свою книгу, а литературная форма возникла под влиянием знаменитых «Писем русского путешественника» Н.М.Карамзина.

М.И. Невзоров. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году. Москва, 1803
М.И. Невзоров. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году. Москва, 1803

Свияжску посвящены письма 16 и 17. Автор явно видит город глазами «туриста», как можно определить это в реалиях нынешнего времени.

В начале письма 16 он описывает природный ландшафт и архитектурный облик Свияжска:

«Герб города Свияжска, представляющий деревянный город в голубом поле над рекою, в которой видны рыбы, есть точное изображение сего города в самой натуре. 245 обывательских домов, из которых 3 только каменных, а прочие все деревянные и незнатного строения, в кучу собранных на высоком холме, окруженном со всех сторон воздушною лазурью, под которым с одной стороны протекает Свияга-река, впадающая неподалеку в Волгу, а с другой начинаются низкие луговые места, весной покрываемые полою водою на шесть недель, составляют сей город.
Шесть церквей приходских и знатный мужской первоклассный монастырь, Богородским называемый, так, как и женский Предтеченский монастырь, хотя сам по себе небогатый, однако одну каменную церковь имеющий, возвышаясь над небогатыми деревянными зданиями, издали делают вид этому городу очень красивый».

Интересно, что Невзоров проезжал в Свияжск в январе, однако пишет будто бы о другом времени года.


В самом Свияжске автора интересуют
«древности» – то, что связано со временем основания города. В Рождественском соборе его привлекают дары-вклады царя Ивана Васильевича – колокол в 100 пудов весом, икона Рождества Пресвятой Богородицы, облачения священнослужителей, будто бы сшитые из царской «порфиры» (мантии).

Посетил Невзоров и Успенский монастырь, восхитившись его каменными строениями и реликвиями создателя обители, святителя Германа.

«В сем монастыре особливое внимание заслуживает ризница основателя монастыря, состоящая в алтабасных ризах, в деревянном выкрашенном посохе, в рипидах железных и медных, небольших кипарисных трикириях и дикириях», – отмечает он.

И, конечно, оставляет описание деревянной Троицкой церкви в женском Предтеченском монастыре – как главной достопримечательности Свияжска, пишет о ней:

«Древнейшая во всем городе деревянная во имя Святой Троицы церковь, по повелению царя Ивана Васильевича привезенная сюда уже вся срубленная и здесь только собранная из соснового лесу, который и теперь еще довольно крепок. Иконостас тот же, который был при царе Иване Васильевиче, кроме царских врат, по причине порчи поновленных. Теперь церковь сия обивается снаружи тесом старанием и иждивением некоторого боголюбивого вкладчика». Таким образом, мы понимаем, что историческое предание о Троицкой церкви, которое сегодня подвергается исследователями сомнению, имело крепкие корни уже к началу XIX века…».

По современной (тогдашней) жизни Свияжска Невзоров кратко указывает:

«Жителей всякого состояния и пола в нем до тысячи семисот, в том числе купцов 47, а мещан 359, которых как промысел состоит в мелочном торгу, то и богатых между ними нет; фабрик и заводов здесь также никаких не находится». Выделяет из городских обывателей только одного человека – «почтенного штаб-офицера, который вступил в службу еще в 1733 году, и, следственно, в ней находится около 70 лет, а от роду ему должно быть около 90 лет. Он служил под командою фельдмаршала Миниха и был с ним под Очаковым … по летам своим довольно свеж, а пища его есть самая простая и умеренная». Из этой встречи Невзоров делает разумный вывод: «Таковые примеры доказывают, что воздержность есть лучшее средство от преждевременной смерти и многих болезней…».