Найти тему
ПОД СТУК

Как влияет гололёд на работу железной дороги? Может ли обледенение рельсов привести к сходу поезда?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Совсем недавно было лето и тепло, ныне уже осень, а совсем скоро зима - пора холодов, снега и льда. И если про снег и железную дорогу рассказано уже достаточно, то вот тему льда и я, и другие авторы затрагивали реже. В этой статье восполним этот пробел.

Любой автомобилист (да, впрочем, и вовсе любой человек) знает об опасности гололёда, который может привести к неуправляемому заносу автомобиля, сюда же - кратное увеличение тормозного пути, ну а если речь идёт про передвижение «на своих двоих» - то здесь, банально, имеет место быть опасность падения. Ну а что же с железной дорогой? Может ли поезд сойти с рельсов, если будет ехать по обледеневшим рельсам?

Обледенение рельсов - проблема для поезда?

На самом деле, никакой особой проблемы обледенение рельсов не представляет. Даже на линиях, движение по которым осуществляется в крайне малых объёмах, ледяная корка если и появляется, то легко скалывается колёсами поезда при его движении.

Фото автора.
Фото автора.

Обуславливается это тем, что взаимодействие происходит между стальным колесом и стальным рельсом, сюда же добавим внушительную массу любой подвижной единицы на железной дороге (ну за исключением дрезин). Это к вопросу об аналогии с автомобильным транспортом, где взаимодействует резиновое колесо с заледеневшим асфальтом при сравнительно небольшой массе, и где речи о ликвидации ледяной корки просто не идёт.

Зато от гололёда есть другая проблема

Таким образом, мы выяснили, что речи о сходе при теоретическом обледенении рельсов - не идёт. Однако, есть другая проблема. Как известно, в России примерно 50% всех железнодорожных путей общего пользования - электрифицированы.

Фото автора.
Фото автора.

Зимой, при обледенении контактного провода (то есть образовании на нём ледяной корки), начинаются проблемы, поскольку ледяная корка сильно мешает контакту между полозом токоприёмника и контактным проводом, что ухудшает качество токосъёма в целом.

Может возникать электрическая дуга, которая, в худшем случае, приводит к пережогу контактного провода, либо контактных вставок на полозе токоприёмника. Однако, даже если до таких последствий не доходит, то ничего хорошего в этом всё равно нет - как минимум повышенный износ всё тех же контактных вставок обеспечен.

Полоз токоприёмника. Чёрные - контактные вставки (в данном случае - угольные, также могут быть медными). Фото взято из открытых источников.
Полоз токоприёмника. Чёрные - контактные вставки (в данном случае - угольные, также могут быть медными). Фото взято из открытых источников.

Здесь, как вы понимаете, токоприёмник не может скалывать лёд на контактном проводе по ходу движения, поэтому - применяются иные методы. На отдельно взятом электровозе - это, например, многократное поднятие и опускание токоприёмников. Таким образом, при поднятии и ударе о провод - будет сбит лёд с провода, а при опускании - сбит лёд с рамы.

Маневровый тепловоз ЧМЭ3 с вибропантографом. Фото взято из открытых источников.
Маневровый тепловоз ЧМЭ3 с вибропантографом. Фото взято из открытых источников.

Помимо этого, на железной дороге также применяются локомотивы с вибропантографами, которые, как можно догадаться, предназначены для удаления льда с поверхности контактного провода.

Таким образом, не стоит пугаться того, что ваш поезд может сойти с рельсов по причине гололёда, ну а если вам интересно про искрение токоприёмников зимой или работы вибропантографа - рекомендую мои старые статьи, ссылки на которые прикреплены.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5