В середине прошлого века одна из французских ювелирных компаний разместила в газетах завлекательное объявление: «Для вас – изумруды из наполеоновской короны!». На фотографии рядом с подписью красовалось украшение с непростой историей – некогда Наполеон Бонапарт преподнёс его в качестве подарка своей супруге.
Казалось бы, вот и всё – изумруды из короны вынули, а значит, «жизнь» драгоценности завершилась. Но нет – история диадемы просто совершала виток, снова привлекая внимание к старинному украшению. Что же известно об этой «короне» второй супруги Бонапарта? И куда подевались изумруды?
Подарок для молодой жены
Наполеон Бонапарт никогда бы не расторг брак с Жозефиной де Богарне, если бы не одно печальное обстоятельство. Он был императором, а значит, обязан был позаботиться о наследниках, которых Жозефина родить ему не могла. Покоряясь своему долгу, Наполеон расстался с Жозефиной и принялся искать новую супругу.
Наилучшим вариантом стала австрийская эрцгерцогиня Мария Луиза. С помощью этого брака можно было не только воплотить мечты о рождении наследников, но и «укротить» покорённую Австрию. Несмотря на то, что ни о каких романтических чувствах не было речи, Наполеон по традиции преподнёс своей молодой супруге ценный подарок. Это была та самая диадема с изумрудами.
Диадема с «изюминками»
Украшение не было чем-то уникальным для той эпохи. По сути, подобных диадем было немало у знатных дам и других монарших жён. Головной убор имел форму замкнутого круга, который украшали завитки и узоры. Спереди «корона» была широкой, но по бокам начинала сужаться. Словом, всё типично и традиционно.
Однако были в диадеме Марии Луизы и свои «изюминки», а конкретнее – изумруды. В передней части имелся один крупный камень, обрамлением к которому служили более мелкие драгоценные минералы. Особенностью камней стала их огранка. Здесь мастера использовали несколько её вариантов, а потому при каком бы ракурсе взгляд не падал на Марию Луизу, она всегда представала в блеске каменьев на её венце.
Несомненно, супруге Наполеона этот ценный подарок очень нравился. Неслучайно она изображена в диадеме на нескольких портретах. Правда, на одном из них изумруды отчего-то решили заменить на рубины. Вероятно, об этом попросила сама заказчица. Также есть предположение, что живописец работал не с натуры, а потому ошибся с цветом камней.
«Переезд» драгоценности
В бурные времена, когда Наполеон Бонапарт потерпел крах и превратился в изгнанника, его супруга вовремя подсуетилась. Прихватив с собой сына и драгоценности, она вернулась в родную Австрию. После смерти Марии Луизы, согласно её завещанию, диадема перешла к её тётушке. В дальнейшем украшение на протяжении почти двух столетий переходило от одного представителя рода Габсбургов к другому.
Когда началась Вторая мировая война, и армия нацистской Германии стремительным маршем начала двигаться по европейским странам, австрийский эрцгерцог чудом успел унести ноги из своей страны. И здесь тоже надо отдать ему должное: он спасал не только собственную жизнь, но и ценные вещи. Среди них оказалась и диадема, некогда принадлежавшая Марии Луизе.
Рассказывали, что вывозить драгоценности эрцгерцогу приходилось едва ли не в старых коробках от обуви. Как бы то ни было, изумрудное украшение в руки немцам не попало.
Тем не менее документы на диадему и прочие ценности были утеряны. Их новая обладательница эрцгерцогиня Алиса потратила немало сил и времени, чтобы восстановить свои права (была вдовой Альбрехта, который был из рода Габсбургов) на законно принадлежащие ей ювелирные реликвии Габсбургов.
Потеря изумрудов
Послевоенные годы оказались тяжёлыми для многих людей. Не были исключением и члены королевских семей, прежде правивших в Европе. Диадема, а также шедшие с ней в комплекте парюра и серьги были проданы на аукционах. Но если более мелкие драгоценности были в целости сохранены своими новыми владельцами, то головному убору повезло гораздо меньше.
Обладателем наполеоновского подарка стала компания «Van Cleef & Arpels», специализировавшаяся на изготовлении ювелирных украшений и часов. Своим покупателям она предлагала приобрести изумруды из «той самой диадемы Наполеона».
Причина, по которой «изувечили» диадему, вынув из неё камни, была проста – продавая их по отдельности, можно было приобрести куда большую прибыль, нежели при продаже целого украшения.
Самый крупный изумруд был разделён на шесть частей, из которых изготовили: два комплекта серёг, браслет, кольцо, зажим и ожерелье.
Изумруды покинули свои места и были проданы новым владельцам – никакие протесты общественности не остановили ювелирную фирму. Однако диадема не «погибла». В дальнейшем пустые места были заполнены бирюзой, и диадема приобрела совершенно новый вид.
Украшение, потерявшее изумруды, выкупила известная меценатка Марджори Мерривезер Пост, та самая, у которой находится Императорская венчальная корона дома Романовых. Сегодня эта драгоценность стала музейным экспонатом, который в Вашингтоне могут увидеть все желающие. Пройдя через века и изменившись, она всё же сохранилась, став напоминанием о далёком прошлом, где находилось место и потерям, и приобретениям.
В Премиум-подписке от WOH разбираем сегодняшнее время через историю.