Найти тему

Геката

Оглавление

Геката

Материя Воздуха - Интроверсия Интуиции

-2
-3
-4

Геката – парадоксальная богиня, собирающая в себе, как в копилке, характерные черты разных божеств, в том числе и мужских. Причина этого странного явления становится понятна, если взглянуть на общую схему расположения и взаимодействия архетипов.

С Артемиды (экстраверсии интуиции) раскрывается восходящее движение сознания по Великой Космической Реке, представляющей собою тело Первичной Богини Эвриномы, из себя родившей на границе с Хаосом Космос. Начинается действие, подобное спектаклю – поочередно выходят актеры и представляют себя на сцене. Каждое появление неожиданно, непредсказуемо, предельно выразительно и сюжетно точно.

-5

С Артемиды (экстраверсии интуиции) раскрывается восходящее движение сознания по Великой Космической Реке, представляющей собою тело Первичной Богини Эвриномы, из себя родившей на границе с Хаосом Космос. Начинается действие, подобное спектаклю – поочередно выходят актеры и представляют себя на сцене. Каждое появление неожиданно, непредсказуемо, предельно выразительно и сюжетно точно.


В Артемиде – зажигающей факел и провожающей актеров из мира потенций и видений отраженного света лунных кулис в пространство сцены,  выбеленное ярким, но неумолимо меняющимся софитом – Солнцем, также есть черты, соответствующие мужским ролям.

-6

Геката (интровероверсия интуиции) – зеркально отражает действия Артемиды. Ее задача с заходом Солнца закончить действие спектакля, собрав в своем сердце жатву образов и увести актеров со сцены.

-7
-8

После нее сцена пустеет, занавес подает и все погружается во мрак.

-9

Но во тьме снова рождается свет - Геката  зажигает свой факел и выводит всех актеров  на прощальный поклон. Сердце Гекаты полно любви  к  уходящим, обнаженное тело ее не скрывает своей красоты – время что- либо скрывать ушло. Боги и богини в последний раз являют квинтэссенцию своей роли в виде гротескового образа, пытаясь запомниться уставшему и перегруженному  впечатлениями зрителю своей необычностью.

-10

Начинается торжественное шествие.

-11


Один образ сменяет другой, движение то замедляется, то убыстряется. Сюжеты деформируются и начинают сливаться, а затем делиться по непонятному принципу. Мирное шествие превращается в безумную погоню, в ходе которой, некто преследуемый, полностью исчезает! Возбуждение становится фоном, а сюжет орнаментом.

-12

Ну, «а дальше тишина», наплывающие видения, призраки, приходящие сказать что-то еще, но уже не имеющие на то личных сил и полное слияние и забвение в хаотической массе бессознательного.

-13

«Гроте;ск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера»[1]) — вид художественной о;бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.»

-14

«В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.»

«Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось в XV веке после того, как в результате археологических изысканий в подземных помещениях были обнаружены древние римские декорации, настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни (поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения)».

-15

«Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает не сочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического, гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни."
"Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. »
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гротеск

-16

Геката находится в подвижном состоянии возможных перемещений, от сверхразумного состояния, то есть удержания в сознании всего множества созданных мышлением разделений на индивидуальное бытие – бездонной памяти, до безумного чувственного слияния, с временным забыванием себя,  в единую форму сознания Монады отраженной на поверхности Хаоса.

-17

Очевидно, она погибла бы растворившись  в хаотической бездне, но Аид  (Человек за Сценой), единственный способный взаимодействовать с Хаосом, понимая ее уязвимость, не допускает ее присутствия рядом. Это кстати причина любовных неудач женщин Материи Воздуха, влюбленность которых в Человека за Сценой всегда остается без ответа.

-18

Геката - богиня перекрестков и хранительница границ, никогда границ не переступает, поскольку сама является границей и перекрестком – местом сплавления трех великих дорог. Будучи обращенной всем своим существом к путям власти, знания и любви, она соединяет их в себе, делаясь при этом трехтелой.

-19

Она по своему решила проблему выбора, оказавшуюся не под силу Парису.

-20

Непреодолимость внутреннего противоречия, "чертов перекресток", который она в себе несет и которым иногда, очевидно для всех, является, заставляет обвинять ее в непроходимой упертости. Не коза, не овца - баран! Хоть кол на голове теши!

-21

Геката совмещает в себе девочку, женщину и старуху. В состоянии девочки, волшебный баран, сидящий в ней, творит из внешнего мира восхитительное поле сказок.

-22

Геката считается древней богиней, но ввиду исключительности ее  роли в жизни целого как космоса, высоко ценима и поколением олимпийцев во главе с Зевсом.  Наравне с Аидом, она - хранительница ключей порога, наравне с Гермесом - проводница душ в загробное царство. Но в отличие от этих двух угрюмых мужиков она может быть восхитительной и невероятно желанной женщиной, как бы немножко не в себе, или даже сильно не в себе, что только добавляет ей шарма.

-23
-24

-25

Кроме эротичного контекста, она также привлекает невероятным диапазоном чувств и фантастичной способностью к пониманию, вспышками упорства, невероятной нежностью и удивительной безалаберностью. Все это меняется местами, изменяется в значениях и, не противореча общему течению ее сознания,  сворачивается и разворачивается в сказочно разномастный бурлеск.

-26

«ИМЕНА И ФУНКЦИИ ГЕКАТЫ

Хтония («земная»),
Дадофора («факелоносица»),
Энодия («дорожная»),
Клидофора («ключница»),
Куротрофа («кормилица детей»),
Фосфора («светоносная»),
Пропола («спутница»),
Пропилея («привратница»),
Сотейра («спасительница»),
Триформис («трехтелая»),
Триодитис ([богиня] «трех дорог»).
Геката Пропилея («привратница»)


Геката Хтония

Не многие из олимпийских богов имели эпитет «Подземный». Это были Зевс, Деметра и Гея, Гермес (единственный из олимпийцев, вхожий в Аид) и, конечно, Геката — Геката Хтония. Именно она вызывала кошмары и безумие и наводила такой ужас, что многие древние называли ее только «Безымянная». Так называют и смерть.

Геката Урания

Мало что уже известно об этом образе богини. Однако это отголосок тех времен, когда Геката была одновременно и Хтонией, и Уранией, богиней небесной и подземной.

Мать колдовства

В этой ипостаси Геката дошла до наших дней. Шекспир упоминал ее как вдохновительницу всех ведьм в «Макбете». Современные неоведьмы воспринимают ее тоже большей частью как покровительницу темного колдовства (не черной магии, но всяких ночных действ).

Геката Пропилея

Геката — Защитница молодых и беспомощных, столь известная в древние времена, позже стала поверенной обиженных девушек и женщин, стремящихся вернуть свое женское счастье и для того прибегающих к чарам. В «Энеиде» (4-я книга) к Гекате, перед тем как заколоть себя кинжалом, обращается брошенная Энеем возлюбленная, призывая месть богини на всех троянцев. Среди мистиков рубежа нашей эры Геката вновь возникла и почиталась как хранительница тайн и дорог, по которым идут избранные.

Покровительница свадеб и деторождений

Факелы, по некоторым воззрениям, могут трактоваться как классический атрибут богини деторождения. Так, Кассандра в «Троаде» Еврипида взывает к Гекате по этому поводу. Кинжал в руках Гекаты также ассоциируют с инструментом перерезания пуповины ребенка в момент рождения.

Геката Энодия («Дорожная»)

Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков. Также Геката была спутницей (проводницей?) Персефоны — Царицы Подземного царства. Возможно, в этой роли Геката была представлена в элевсинских мистериях. В «Энеиде» (6-я книга) Геката является покровительницей и «учительницей» Сибиллы Кумской, даруя ей власть блуждать по дорогам Тартара.

Богиня пределов

Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается «то и это», «наше и иное», «посюстороннее и потустороннее». Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат».
https://vk.com/topic-115299009_34019311

Перечень ее имен будет не полным и образ ее не приобретет нужного объема, если ничего не сказать о ней как Баубо - символе непристойного женского сексуального поведения. Фигурки этой богини лишены напрочь головы.

-27


Баубо для женщин тоже, что Приап для мужчин.

-28

В "Фаусте" Гете "фрау Баубо" выступает как предводительница ведьм, что может быть вполне эпитетом Гекаты. Богиня перекрестков естественно объединяет ведьм на разных путях и стихиях жизни.

-29



Защитница женщин, справедливая Геката заботилась о Деметре во время ее траура по похищенной дочери Персефоне. Ничто не могло утешить упавшую духом Деметру и из мира Природы ушло желание жизни. Поля не приносили урожая, животные и люди не рожали потомства. Только Баубо задрав юбку и станцевав перед пораженной богиней танец полный непристойных движений, да спев при этом серию пахабных частушек, своей яркой нелепостью и неуместностью вызвала смех Деметры. Сердце богини отпустило и спасенный Мир резко позеленел.

-30

Почему это чудо возвращения к жизни стало возможным станет понятно если взглянуть на символ Гекаты.

-31

Огонь желания составляет самую сердцевину ее сознания. Изобильная сексуальность делает ярким любые ее проявления в направлении трех дорог. Будучи последней в нисходящей линии Матерей она как Великая Ночь по-матерински обнимает и бережет все создания. Но случается, что три дороги как три реки неожиданно выходят из берегов, затопленные странной силой. Все дела оказываются не так уж важны и просто хочется раствориться в любви.

-32
-33