Найти тему
Деловой Бийск

Кадровый голод в Бийске

Оглавление

Современные требования

Кадры решают все. Это неоспоримый фактор для любой отрасли: ЖКХ, слесари, сварщики и токари на заводах; пассажирское обслуживание, медицинское, а еще образование... Словом, для полноценной, качественной жизни современному человеку необходимо многое. И это не капризы избалованных граждан. И действительно, подобные требования, исходя из реалий XXI века, вполне себе оправданы. Впрочем, кадров, тех самых необходимых для полноценной жизни общества, как оказалось, сегодня катастрофически не хватает. А в Бийске? А он не исключение.

До работы и обратно

С организацией пассажирских перевозок в Бийске, положа руку на сердце, за последние 30 лет всегда возникали проблемы. Бывало, и автобусы не проходили технические осмотры, и желания у автоперевозчиков обслуживать городские маршруты не возникало. И вот в нынешнем 2024 году новые проблемы: автоперевозчики есть, а вот водителей у них нет. Оттого и простои бийчан на остановках, поясняют возмущенным пассажирам автопредприниматели, выигравшие муниципальные тендеры. Как говорит народная мудрость: не рассказывай мне о своих трудностях, иначе я начну тебе рассказывать о своих. В наших реалиях трудности получаются одни на всех. И это, как бы странно ни звучало, финансы, точнее их отсутствие, у самих горожан. Кто-то из бийчан, может быть, и изъявил бы желание сесть за руль маршрутного автобуса, но тут подключаются иные факторы - процедурные. Дело в том, что право управлять автобусом водителям дает категория D, а вот получить ее не так-то уж и просто. Перед тем как получить права данной категории, надо получить права категории С — для управления грузовиком. За обучение на каждую из них в среднем придется заплатить 25 тысяч рублей. А если до этого не было прав категории B, ее также надо получить, а это еще плюсом 30 тысяч.

-2

Впрочем, это не единственная причина кадрового голода в сфере бийских пассажироперевозок. Вторая сторона медали: условия труда, которые, по мнению водителей, не оправдывает даже заработная плата, которая - по статистике - выше средней по Бийску. Еще в конце лета водители Бийска отмечали:

«...Подъем — в 4 часа утра. Город перекопан, приходится стоять на жаре в пробках, а после дождя по некоторым улицам вообще не проехать. Конечно, из-за этого возникают проблемы с техникой. Маршруты смещаются из-за ремонта дорог, но почему-то где ехать нам определяет не диспетчерская, а сами водители. Приходится нарушать ПДД, высаживать пассажиров, по сути, в неположенном месте, потому что нет временных знаков „Остановка“. График сбивается, а на конечных — даже в туалет не сходить, потому что в те туалеты, которые там есть, заходить просто нельзя, а на других остановках их и вовсе нет...».

Да уж, условия труда далеки от идеальных, с этим не поспоришь. Только вот у бийчан, опаздывающих по утрам на работу, в больницы и так далее, на этот счет свое мнение. Очередной всплеск возмущения вызвали новости об отмене одновременно нескольких маршрутов № 10, 44, 47 и 55. И если три из них уже вернулись на свои траектории, то вот когда на остановках Бийска вновь появится автобус с № 55, пока не ясно. Администрация в число проблем с этим маршрутом включила также и ремонт дорог.

Кстати, по итогам 2023 года в рейтинге самых востребованных профессий в регионе работники транспортной сферы занимали шестое место. А целом рейтинг выглядел так:

1. «Рабочий персонал» (1,5 резюме на вакансию);

2. «Строительство, недвижимость» (1,6);

3. «Производство, сервисное обслуживание» (1,8);

4. «Медицина, фармацевтика» (2,0);

5. «Туризм, гостиницы, рестораны» (2,1);

6. «Транспорт, логистика, перевозки» (2,2);

7. «Сельское хозяйство» (2,3);

8. «Продажи, обслуживание клиентов» (2,4);

9. «Добыча сырья» (2,5).

Кроме того в прошлом году на 303% стали востребованнее сотрудники сферы страхования. В тройку также попали направления «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (+118%) и «Искусство, развлечения и массмедиа» (+98).

Как видим, в списке не присутствуют работники образования, но это, к сожалению, вовсе не значит, что сфера укомплектована кадрами полностью. Не миновала сия проблема и Бийск.

-3

Не пойду в школу!

Накануне учебного года стало известно, что в школах города не хватает 109 педагогов. По словам заместителя начальника управления образования администрации Бийска, на работу в образовательные учреждения города принято 15 выпускников и привлечено к работе такое же число студентов старших курсов бийского филиала педагогического университета и педагогического колледжа. При этом специалист отметила:

- Такое количество молодых специалистов не закрывает потребности школ и детских садов большая часть закрыта под распределением нагрузки работающих педагогов.

Главные причины

Бийск может испытывать кадровый голод по разным причинам, среди которых:

- Отток специалистов в другие отрасли и за пределы города. Молодые люди могут уезжать из региона в том числе на вахту.

- Снижение предложения рабочей силы на рынке труда. В наиболее трудоспособный возраст зашло поколение 90-х, когда в стране была, так называемая демографическая яма. И за последние годы группа молодых людей, которые должны замещать старшее трудовое поколение, в разы уменьшилась.

- Трудности с поиском водителей определённой категории, в том числе для управления автобусом.

- Отток сотрудников в сферу оборонной промышленности. Предприятия военно-промышленного комплекса могут предлагать более выгодные условия работы.

Ситуация с кадровым голодом может отличаться в разных сферах Бийска, и для её решения могут потребоваться специальные меры по привлечению и удержанию специалистов.

Бийские власти поясняют, образовавшийся в городе кадровый голод также напрямую связан с оттоком сотрудников в сферу оборонной промышленности. Не секрет, там могут предложить более выгодные условия работы: социальные пакеты, выше заработная плата. Между тем перед предприятиями военно-промышленного комплекса Бийска стоит задача наращивать штат, это означает только одно: отток рабочей силы в оборонку будет происходить и дальше. Так, на днях появилось объявление о приеме на оборонные предприятия города дополнительно порядка 700 сотрудников, включая рабочие специальности. Кроме того объявлена акция "Приведи друга и получи премию". Согласитесь, устоять от такого предложения сложно. Да к тому же и платить за обучение, как в случае с водителями, самим "новобранцам" промышленного оборонного комплекса не придется. Главное - приди, а там научат.

-4

Работа ищет работника

Если еще несколько лет назад люди искали работу, то теперь работа ищет, кто бы ее сделал. Центр занятости населения постоянно обновляет список вакансий, и на сегодня это 448 рабочих мест. А сколько еще так называемых частных компаний, которые также занимаются предложениями и подбором работы для своих клиентов? Может быть, ответ на все многочисленные вопросы один - финансовая составляющая: низкая зарплата и в некоторых случаях необходимость оплачивать собственную переквалификацию. Замкнутый круг получается. И пока он не разорвется, работа так и будет искать работника. Кстати, аукнувшая нам сегодня демографическая яма 90-х вернется к нам уже через 20-25 лет: уровень рождаемости в Бийске, по предварительным данным, стремительно падает и уже приближается к рекордному.

Олег Николаев