Вступить в мир красоты человеческих поступков, в их сердцах пробудилась чуткость к радостям и горестям других людей, познать счастье творения красоты и радости для человека. Многолетний процесс воспитания - от того времени, когда ребёнок впервые переступает порог школы, до вступления в мир зрелой, всесторонне развитой личности, - представляется мне прежде всего как воспитание чувств человека: тот, кого мы воспитываем, должен глубоко чувствовать, что у живущих рядом с ним людей могут быть такие же горе, страдания, огорчения, невзгоды, как и у меня.
Добрые поступки основывались прежде всего на чувстве человека. В каждом видеть прежде всего человека.
Умственный труд станет главной обязанностью детей. Сумею ли я поддержать живой интерес к окружающему миру? Каждый же по своему видит мир и воспринимает вещи и явления, по-своему думает.
Своё индивидуальное, глубоко личное будет с каждым днём проступать все ярче. У каждого своя струна, звучит на свой лад: чтобы сердце отозвалось на мое слово, надо настроиться самому на тон струны. Буду Ли я справедлив с детьми? Чем живет ребёнок каждый день , что у него на душе. Справедливость - основа доверия ребёнка к воспитателю. Чтобы быть справедливыми надо до тонкости знать духовный мир ребёнка. Нет абстрактной справедливости - все индивидуально.
В. Сухомлинский