Есть ли у тебя истории о виниловых пластинках?
Маленькая предыстория. До этого были катушечные магнитофоны. Это было тяжело, потому что давали послушать, например, запись Suzi Quatro, но с условием, что, если ты порвешь эту плёнку (А плёнка была третьего типа и рвалась от одного только взгляда!), будешь платить 3 рубля. Но, я всё равно на это шёл.
Но, в определённый момент, познакомился с человеком, который был очень крутой фарцовщик. Мы ездили в места, где меняли эти пластинки. Так я узнал о виниле. И он мне сказал: буду привозить тебе пластинки, которые выходят именно тогда, когда они выходят (это в советское время), и их можно переписать с пластинки – делать первую копию. И, первое, что он привёз – пластинку David Cassidy, а вторая – «Hotel California» группы «Eagles» в тот год, когда она вышла. Вау! Мы даже на танцах играли эту песню! Для меня это ключевая песня, потому что, это я сейчас знаю, что там три гитариста играют и знаю, что такое наложение, а я играл всё один. И он мне много что привез. Благодаря ему знаю прекрасную группу «Three Dog Night» из трёх вокалистов и сопровождающих музыкантов. При том, что она была бешено популярна по всему миру, кроме России.
Интернета нет. А тебе привозят пластинку и говорят: «Смотри, есть парень. Его зовут Меркурий. Хороший исполнитель. Послушай! Тебе должно понравится!». Думаю, Меркурий – как-то стрёмно. В общем, это группа «Queen» и Freddie Mercury. Их первый альбом. А первый альбом, он довольно странный. Похож на «Led Zeppelin». И у нас волосы дыбом. А я на этом альбоме вырос. Мы с моим другом слушали эту музыку. Вместе музицировали. А вечером, около Вечного огня, дрались колами. Потому что, он был «красносадовский», а я «центровский» (районы проживания). То есть, днём занимаемся музыкой, а вечером бьём друг друга колами. Сейчас иногда вижу его на телеканале «РБК», большой специалист по экономическим вопросам. Шикарный совершенно. Но, это тот самый парень, который пришёл ко мне на концерт в школу в клёшах 46 см., которые светились в свете прожекторов разными кислотными цветами.
Моя первая пластинка, которую я сдуру кому-то дал (больше никому ничего не даю), её разбили. Тот самый David Cassidy. Мне её совместили из кусочков. Поставили на проигрыватель, включили запись. И у меня была запись, где слышны все эти стыки состыкованной пластинки. История повторилась спустя много лет, когда из Америки мне сказали: «А давай пришлём тебе что-нибудь эдакое. Что ты хочешь?». Сказал: «Хочу альбом «Joe’s Garage by American musician Frank Zappa», ну, такого специального исполнителя. Две пластинки. Приходит первый диск – сломанный. Почта так работает. Говорю: «Знаешь, ты больше почтой не посылай». Ну, и он привёз по случаю второй экземпляр.
Винил – вообще! Вся «АВВА» на виниле! Это чудо! Первый и единственный в городе, кто сразу схавал «АВВА» – это я. И помню, как это случилось. Берём бухла, садимся на балконе: проигрыватель, колонки, пластинка… И всё! Голову снесло! Хорошая музыка (а это не сразу все тогда поняли) … Увидел недавно запись, где Боно из «U2» a capella поёт песню «Dancing Queen». Но перед этим говорит: «Думал, что «АВВА» – попса галимая и тут попробовал её спеть. И вот вам совет! Чтобы разобраться, нужно попробовать самому спеть.
Мой товарищ говорит: «В Швеции родилось что-то совершенно безумное». Так хорошо писать нельзя. До 90-х они писали потрясающие песни. А вообще, они большие молодцы. Сейчас им вручили очередной титул. И, вот они стоят уже такие старенькие. А я помню их такими молодыми людьми, которые подарили мне фантастический кайф!
Могу сказать, какую музыку не схавал с первого предъявления. Это песня из фильма «Титаник». Послушал и ничего. А мой друг-американец: «Ты чего?! Послушай ещё раз!». Она не с первого раза трогает. Так бывает. А есть, вещи, которые с первого раза, как я сразу полюбил Марка Болана из группы «T. Rex». Две-три, а то и четыре песни такие, что просто… ух! Это что-то! Как такое можно было сделать в то время?!
И вот эта музыка, которая в меня тогда попала, благодаря этому фарцовщику, который привозил их прямо ко мне с пылу с жару. Как «право первой брачной ночи».
Естественно, у нас огромная страна, но я не был поклонником Аллы Пугачёвой, прослушав её главную пластинку «Зеркало души». Но я любил «Slade» и всякие такие штуки.
А балабановская коллекция винила на тебя как-то повлияла?
Он любил сложный винил, типа «Sparks». Собственно, он меня с этой группой и познакомил. Он любил, например, оперу. Леха меня очень сильно просвещал. В фильме «Жмурки», в кадре есть его коллекция. У него не было полок куда ставить пластинки. Они все стояли на полу возле проигрывателя.
Но самая главная просветительская миссия, когда ребята из группы «Трек» сказали мне: «Вот, ты слушаешь всякие разные там «Led Zeppelin». Всё это хорошо. Но, есть целая ниша музыки, которая сейчас называется прогрессив-рок. Говорят: давай заключим пакт, что в течение месяца мы тебе даём катушки, а ты будешь слушать музыку, которая на них. Говорю: хорошо. В течение месяца слушал группу «Yes». Таким образом, моё восприятие расширилось до «Yes», «Genesis», «King Crimson». А до этого их не хавал. Для меня это было достаточно сложным. Я любил «Deep Purple».
И, вот, Сергей Николаевич, например, Чиграков, считает, что музыку можно слушать только на виниле. Никаких CD. Когда пришёл к нему с пластинкой группы «НАСТЯ»: «Мосты над Невою», он поставил и говорит: «Ты слышишь это?». Я ему говорю: «Ты прости, Серёга, но такой звук для меня странный». Как-будто все инструменты разбросаны по пространству. Когда в детстве слушал Элтона Джона, ставил магнитофон себе на грудь. Громко не мог, дабы не тревожить соседей. Низкие частоты давали на грудь. Мне нравятся средние частоты.
Поэтому могу сказать, что винил меня сформировал, но я не стал его поклонником. Люблю слушать среднечастотную штуку, и чтобы было громко. От этого никак не могу избавиться, потому что однажды меня пригласили ребята и сказали, что приедет группа «The Bee Gees» и сыграет на Дворцовой площади. Я услышал их на саундчеке и на концерте. Через какое-то время был концерт группы «Scorpions». Это период, когда директор Эрмитажа считал, что от громкого звука краска с картин сходит. Понадобилась какая-то дорогостоящая экспертиза, после которой сделали вывод: «Чушь собачья!». На картины это никак не влияет. Но, благодаря ему на Дворцовой площади все играли на небольшой мощности.
Потом пошёл в БКЗ «Октябрьский» на концерт «Gоrky Park». Они только вернулись из Америки. Вот, они играют, и понимаю, что звук тихий. И тут, на доли секунды, как хрюкнуло! Выхожу после концерта: «Что это было?». Люди за пультом говорят: «Нам сказали, что нельзя громко, но для тех, кто понимает и врубается, хотя бы на секунду показали, как бы это могло быть, если бы не было запрета». Так обидно.
И другая история про Ozzy Osbourne. Он приезжает в Санкт-Петербург с прощальным концертом в Ледовый дворец. Думаю, пойду, потому что мы его больше не увидим. Только, пожалуйста, давай сядем где-нибудь подальше. Сели. Хорошие места. Всё нормально. И тут понимаю, моя мечта сбылась. Наконец-то слышу на такой мощности, на какой и должны происходить рок-концерты. Восторг! Настя берёт наушники от телефона и весь концерт сидит в них. Там такое было! Шаровары сдувало! Получил бешеный кайф!
Чтобы вам не рассказывали о том, как это влияет на слух. Да, наверняка, это плохо влияет на слух. Мороженое – тоже далеко не полезная вещь. Так мы не ради пользы это употребляем, а для кайфа. И тут, эта тяжёлая музыка. И, действительно, Ozzy пел на последнем дыхании. Но за него даже некоторые песни пела публика, и правильные ноты брала. Но, зато Zachary aka «Zakk» Phillip Wylde (born Jeffrey Phillip Wielandt) – что он вытворял! Метался из одного края сцены в другой, общался с девками. А что ему делать, если фронтмен не может? Он своего работодателя прикрывает. Один из лучших концертов, на котором я был.
Есть, конечно, люди, которые на пластинке звучат лучше, чем на концерте. Но тяжелые группы, как правило, на концерте звучат лучше, чем на пластинке. Я не видел, конечно, группу «Queen», но сходил на концерт Brian May. Они, конечно, в первый раз выбрали Пола Роджерса, потому что он их друг и товарищ. Но, они, конечно, и сейчас выбрали парня, с которым ездят и у которого голос не похож. А есть тот, у которого голос очень похож, один в один – Marc Martel. На YouTube есть видео, где он исполняет «Bohemian Rhapsody» one take. 57 млн. просмотров. И почему они его не взяли, нужно спросить Брайана.
Интервью подготовил креативный и исполнительный продюсер
«MIRMIRU Music», Александр Бессмертный. 25 сентября 2024 года.