Сохранившийся храм Преображения Господня у старинного погоста Спас-Детчин был построен в 1878 г. на средства помещицы сельца Лунево Анны Павловны Лызловой. Преображенский храм в советские годы оставался одним из немногих действовавших в Каширском районе, хотя попытки закрыть его предпринимались в 1937 и 1964 годах. Церковь в Большом Руново является образцом архитектуры эклектики конца XIX столетия, в которой сочетаются композиция и формы классицизма и приемы древнерусского зодчества.
Село Большое Руново, где расположен Спасо-Преображенский храм, за свою историю три раза меняло имя: до революции оно называлось Спас-Детчино, в советские годы – Бесово, а с 2003 года – Большое Руново. Древний погост Спас-Детчин получил первую часть названия от церкви, которая издавна была Спасо-Преображенской. Автор очерка «Преображенская церковь села Спас-Детчина Каширского уезда» А. Г. Дружинин (сын настоятеля этой церкви в конце XIX в.) предполагал, что вторая часть названия «детчино» могло соответствовать понятию «вотчина» (отчина).
Церковь на погосте Спас-Детчин была основана в середине XVI в. священником Иваном Васильевичем Поповым. Храмоздатель просил у царя Иоанна Грозного землю под новую церковь и пашни на обеспечение причта – своих детей. Потомки Ивана Попова действительно служили здесь в течение столетия, передавая приход по наследству. Когда царь рассматривал эту просьбу священника о своих детях, мог назвать в грамоте новый погост «Детчиным».
С округой, где стоит Спасо-Преображенская церковь, связано немало легенд. Поблизости от села сохранялись вплоть до конца XIX в. следы древнего земляного укрепления – «Городка». На берегу Оки у бывших Кропотовских выселок возвышалась тянувшаяся до самой Каширы цепь курганов, с которых, согласно местным преданиям, «богатыри топориками перебрасывались, когда Литва воевала».
По другому преданию, в Спас-Детчино в древности существовал монастырь. В документе 1578-1579 годов среди описаний землевладений прихода погоста Спас-Детчин говорилось следующее:
«околица у них под монастырем, где животину поят».
В пользу версии существования монастыря приводили еще два обстоятельства: на пашне к югу от бывшей усадьбы церковного причта крестьяне вплоть до конца XIX в. выкапывали большие тесаные камни, напоминавшие надгробия. Это могло указывать на место забытого монастырского некрополя. Вторым обстоятельством было наличие необычно большого количества церковной земли, которая прежде могла быть монастырской.
А. Г. Дружинин критически оценивал легенду о монастыре в Спас-Детчино. Находки тесаных камней на пашне могли свидетельствовать не столько о бывшем монастырском кладбище, сколько о недобросовестном использовании духовенством старых надгробных камней, которые переносились с погоста и клались в основания хозяйственных построек. С другой стороны, словом «монастырь» в писцовых книгах XVI в. называли иногда просто участок земли, находящийся внутри церковной ограды. Вероятно, обитель на Оке, если и была, то исчезла задолго до основания Преображенской церкви священником Иваном Васильевичем Поповым.
В Спас-Детчино служил в старину полулегендарный поп Калина – прозорливый старец, проживший 105 лет. В 1747 г. в соседней со Спас-Детчино деревне Черной помещик майор Алексей Гаврилович Кропотов построил еще одну деревянную церковь, которую освятили в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В 1753 году Кропотов просил епархиальное начальство определить на место дьячка в свою церковь Игнатия Калинникова из села Боровкова. Дьячок был определен в Знаменскую церковь, но пробыл в ней недолго. В 1754 году он был рукоположен в священнический сан и перешел служить в соседний Преображенский храм погоста Спас-Детчино.
Когда в Спас-Детчине и округе в 1766 годупроисходило межевание лугов и пахотных земель, помещик Кропотов вступил в конфликт с бывшим дьячком, священником Игнатием Калинниковым – «попом Калиной», забрав у Преображенского прихода лучшие земли. По местному преданию, поп Калина предрек майору Кропотову:
«Смотри, барин, Спас-Преображенье стоит на песку, не навело б оно на тебя тоску!».
После этих слов, возвращаясь в село Черное, помещик ослеп.
Созданный в с. Черном майором Кропотовым приход просуществовал лишь до 1796 года. Церковь закрыли, а храмовую икону Знамения Пресвятой Богородицы перенесли в Спас-Детчино. Тем не менее, крестьяне деревни Черной еще долго отмечали престольный праздник в день Знамения Богородицы отдельно от других деревень прихода Преображенского храма.
В XVIII в. деревянная церковь Преображения Господня на погосте сильно обветшала. В 1765-1768 гг. помещик д. Черной отставной майор Александр Григорьевич Гурьев построил в Спас-Детчино в стороне от старого храма новую деревянную церковь с двухъярусной колокольней и с тем же посвящением главного придела Преображению Господню. Были также устроены два придела – пророка Илии и Николая Чудотворца. Остатки старой церкви были разобраны, а на месте алтарей поставлены памятники.
В 1849 году скончалась богатая прихожанка церкви, помещица сельца Лунево-Бесово Анна Павловна Лызлова. Перед кончиной она завещала продать свое имение, а вырученные деньги положить на счет в Московский опекунский совет, чтобы через несколько лет построить на погосте Спас-Детчино новый каменный храм.
В 1865 году буря сбила крест с купола церкви помещика Гурьева и накренила деревянную колокольню, а из-за щелей в стенах здание стало непригодным для богослужений в зимнее время. В 1870 г. душеприказчица покойной Лызловой Глафира Ивановна Козлова подала прошение епархиальным властям о строительстве новой каменной церкви в Спас-Детчино. Несколько лет ушло на подготовку к строительству, решение организационных вопросов, изготовление кирпича и поиск бутового камня. 22 июня 1875 года новый храм был торжественно заложен, а спустя три года здание церкви и колокольни построены.
Старая деревянная церковь стояла на погосте Спас-Детчин какое-то время и после постройки нового храма. В 1883 г. разобрали старую колокольню, а в 1888 году – трапезную и аварийную церковь. Алтарь старого храма, однако, был оставлен на прежнем месте и обращен в часовню. На месте деревянного храма остался и сегодня небольшой участок древнего погоста, в том числе несколько частей надгробных плит XVII в.
В 1937 году Преображенская церковь была закрыта, с куполов сбили кресты, а в церковном здании открыли сельский клуб. Благозвучное название села Спас-Детчино было намерено изменено на Бесово (второе название соседнего сельца Лунево). Настоятель церкви отец Петр Ильинский был арестован и отправлен в Казахстан, где скончался, не выдержав тяжелых условий ссылки.
В военные годы в 1944 году прихожанам удалось добиться возвращения оскверненной Спасо-Преображенской церкви общине. После победного окончания Великой Отечественной войны здесь возобновились богослужения, был восстановлен облик храма. Среди служивших в послевоенные годы в Спас-Детчино был известный пастырь и исповедник веры Михаил Труханов, который провел в лагерях около 16 лет своей жизни. Этот талантливый во многих областях человек: священник, математик, астроном и врач-хирург служил в Преображенской церкви Бесово (Спас-Детчино) в 1960 году. В эпоху уже «хрущевских» гонений власти попытались вновь закрыть Преображенский храм. Стойкое сопротивление местных жителей не дало этому осуществиться.
В 1981 году настоятелем Преображенского храма стал отец Сергий Шириков, который служил здесь на протяжении почти 35 лет. По инициативе священника в конце 1980-х годов храм был отреставрирован, а в 2003 году село Бесово – переименовано в Большое Руново. В память о древнем погосте в селе появилась улица Спас-Детчин.