Найти тему

#ВоспоминанияМАХ

«По переезде из Парголова в Петербург папенька усердно принялся за обычную работу: всякое утро усаживаться в кабинете у окна вырубать свои медали. Но его часто отрывали от занятий; почти ежедневно к нему приходили с просьбами о принятии в ученики Академии каких-то мальчиков, и это отнимало у него много времени. По этому поводу маменька рассказывала нам забавный анекдот, в котором ей самой пришлось играть роль.
Мать какого-то мальчика, вероятно, подумала, что прием ее сына в Академию будет вернее, если она забежит вперед попросить покровительства графини Анны Федоровны. Так она и сделала. Забралась прежде к маменьке и стала слезно умолять ее упросить супруга своего принять в число учеников Академии ее бедного сына.
— Отчего же вы, моя милая, не обратились прямо к графу? Я, право, тут ничего не могу <...> Это совсем не мое дело <...> — ответила этой женщине маменька.
— Ваше сиятельство, заставьте за себя вечно Бога молить! Ведь все говорят, что коли вы за кого супруга вашего попросите, то того они непременно примут <...> А мальчик у меня такой смирный, богобоязненный!..
— Да ведь не в том дело, милая моя; надо знать, имеет ли сын ваш способности к художеству? — спросила мать моя.
— К художеству? — с испугом вскрикнула несчастная мать, — к художеству? Да избави Боже! Благодетельница моя! Никаких у моего сына способностей к художествам нет <...> Он у нас ведь в страхе Божием воспитан, он у нас ведь не дурак какой-нибудь, он у нас в школе, он уж очень ученый <...>, а насчет художеств — Бог помиловал! Он у нас их и в голове не держит <...>

Так я и не знаю, взяли ли тогда этого ученого мальчика без художеств в ученики Академии.

А вот в другой раз, на моих глазах, пришли к папеньке два крестьянские мальчика в лаптях, стареньких кафтанишках, — так эти сразу завоевали сердце отца моего.
— Чего вы желаете, ребята? Что я могу для вас сделать? — ласково спросил у них папенька.
— Мы рисовать хотим, — ответили в один голос оба мальца.
— Да вы разве умеете рисовать?
— Умеем.
— Что же вы рисуете?
— Корову — так корову, лошадь — так лошадь: что видим, то и рисуем.
— Что же, вы принесли мне показать ваши рисунки?
— На чем принести-то? У нас бумаги ведь нет <...>
— Так на чем же вы до сих пор рисовали? — продолжал с удивлением допрашивать мальчиков отец мой, а они без запинки ему отвечали:
— Да на заборе мелом али на стене в сарае... Только за это батька очень больно бьет, чтобы мы стен не пачкали, и сейчас же все, что мы нарисуем, смывать заставляет <...> Вот один барин нам сказал, что здесь в Академии за то, что мы будем рисовать, нас бить не будут, и бумаги и карандаш дадут <...> Вот мы из деревни убежали и сюда пришли. Этот же барин и денег нам на дорогу дал и приказал нам идти в Питер. А вот по этой бумажке мы и Академию нашли и тебя спросили, — добавил мальчик, который был постарше, и подал папеньке запачканную бумажку, на которой был написан адрес Академии художеств и имя графа Ф. П. Толстого.

Нечего и говорить, что эти два самородка-художника были приняты в число учеников Академии, блистательно окончили в ней курс, сделались известными пейзажистами братьями Чернецовыми, которым впоследствии давались в распоряжение казенные пароходы, на которых они объехали всю Волгу, Крым, Кавказ и составили свои знаменитые альбомы, так долго хранившиеся в кабинете покойного государя Николая Павловича <...>».
Каменская М. Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1991.

Мария Федоровна Каменская (1817–1898) — писательница, автор стихов, прозы, пьес, воспоминаний о литературной и художественной жизни в Санкт-Петербурге в начале XIX века: «50 лет назад», «Знакомые», «Воспоминания». Сотрудничала с народными и детскими журналами. Дочь вице-президента Академии художеств, графа Ф. П. Толстого. В 1828–1840 жила в здании Академии художеств.

Никанор Григорьевич Чернецов (1805—1879)
Голова римлянки (с гипса)
1823—1824
Бумага, итальянский карандаш
НИМ РАХ
Никанор Григорьевич Чернецов (1805—1879) Голова римлянки (с гипса) 1823—1824 Бумага, итальянский карандаш НИМ РАХ