Дорогие друзья, сегодня я хочу поделиться с вами удивительной историей, рассказанной Николаем Васильевичем Гоголем в его бессмертной поэме "Мертвые души". Да-да, вы не ослышались – именно поэме! Хотя это произведение и написано в прозе, сам Гоголь называл его поэмой, подчеркивая его особую художественную значимость.
Итак, представьте себе Россию XIX века. Бескрайние просторы, пыльные дороги, уездные города, где жизнь течет неспешно и размеренно. И вот в один из таких городов прибывает наш главный герой – Павел Иванович Чичиков. Кто же он такой? О, это весьма примечательная личность!
Чичиков – человек средних лет, приятной наружности, но не красавец. Он умеет расположить к себе собеседника, всегда знает, что сказать и как себя вести. Гоголь описывает его так: "Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Согласитесь, весьма неопределенное описание, но именно таким и должен быть наш герой – человеком-хамелеоном, способным приспособиться к любой ситуации.
Но зачем же Чичиков приехал в этот город? О, у него есть грандиозный план! Он намерен скупать... мертвые души. Да-да, вы не ослышались – именно мертвых крепостных крестьян, которые числятся живыми по документам. Зачем, спросите вы? А вот в этом-то и заключается вся хитрость нашего героя!
Дело в том, что в те времена богатство помещика определялось количеством принадлежащих ему крепостных душ. И Чичиков решил воспользоваться этой системой. Он планирует купить много "мертвых душ", а затем заложить их в Опекунский совет и получить приличную сумму денег. Хитро, не правда ли?
И вот начинается путешествие Чичикова по окрестным поместьям. Он посещает различных помещиков, и каждый из них – это настоящий шедевр гоголевской сатиры. Давайте познакомимся с ними поближе!
Первым на пути Чичикова оказывается Манилов. О, это удивительный персонаж! Он воплощение бесхребетности и пустой мечтательности. Манилов постоянно витает в облаках, строит грандиозные планы, которые никогда не воплощаются в жизнь. Вот как описывает его Гоголь: "Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Манилов с радостью соглашается продать Чичикову мертвые души, даже не спрашивая, зачем они ему нужны.
Следующей на пути Чичикова оказывается Коробочка – "дубинноголовая" помещица, как называет ее сам Гоголь. Она настолько глупа и недалека, что никак не может понять, зачем Чичикову нужны мертвые души. "А может, они еще в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся", – рассуждает она. Сцена торга Чичикова с Коробочкой – это настоящий комический шедевр!
Затем Чичиков попадает к Ноздреву – азартному игроку и враль. Этот персонаж настолько ярок и колоритен, что, кажется, вот-вот выпрыгнет со страниц книги. Ноздрев постоянно лжет, хвастается и готов на любую авантюру. Он пытается всучить Чичикову все подряд – от собак до своего шурина. А когда Чичиков отказывается играть с ним в карты, Ноздрев приходит в ярость и чуть не избивает нашего героя.
Далее на пути Чичикова встречается Собакевич – грубый и прижимистый помещик, похожий на "средней величины медведя". Он торгуется за каждую копейку, расхваливая своих мертвых крестьян как живых. "У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: у того восемьдесят душ, а живет и обедает хуже моего пастуха!" – хвастается Собакевич.
И наконец, Чичиков попадает к Плюшкину – помещику-скряге, который из-за своей патологической жадности довел свое имение до полного разорения. Гоголь описывает его так ярко, что перед глазами сразу встает образ этого жалкого старика: "Это был не то мужик, не то баба, не то тряпка, не то человек".
Но на этом приключения Чичикова не заканчиваются! В городе начинают ходить слухи о таинственном покупателе мертвых душ. Каждый придумывает свою версию: кто-то считает Чичикова разбойником, кто-то – переодетым Наполеоном, а кто-то даже принимает его за похитителя губернаторской дочки!
Чичикову приходится спешно покинуть город, но это только начало его приключений. Гоголь обещает читателям, что впереди нашего героя ждут новые встречи и испытания.
Друзья мои, "Мертвые души" – это не просто история о хитром авантюристе. Это глубокое исследование русской души, русского характера. Гоголь создает настоящую галерею человеческих типов, показывая нам всю палитру пороков и слабостей.
Но самое удивительное – это язык Гоголя! Каждая фраза, каждое описание – это настоящий шедевр. Вот, например, как он описывает дорогу: "И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?"
Или вот это знаменитое лирическое отступление: "Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, – города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса".
Разве можно остаться равнодушным после таких слов?
"Мертвые души" – это произведение, которое заставляет нас смеяться и плакать, восхищаться и негодовать. Оно показывает нам Россию во всей ее красе и во всем ее убожестве. И знаете что? Несмотря на то, что прошло уже почти два века, многое из того, о чем писал Гоголь, актуально и сегодня.
Так что, дорогие мои, если вы хотите написать действительно интересное сочинение по "Мертвым душам", не ограничивайтесь простым пересказом сюжета. Подумайте: а что хотел сказать нам Гоголь этим произведением? Почему он назвал его поэмой? Какие проблемы, поднятые автором, актуальны и в наши дни?
И помните: "Мертвые души" – это не просто история о похождениях ловкого афериста. Это глубокое, многогранное произведение, которое раскрывает перед нами всю Россию, со всеми ее противоречиями и парадоксами. Это книга, которая заставляет нас задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем.
Ну а теперь, друзья мои, позвольте мне немного углубиться в детали этого удивительного произведения. Ведь, как говорится, дьявол кроется в мелочах, а Гоголь был настоящим мастером деталей!
Вспомним, например, как Чичиков въезжает в город. Гоголь описывает это так: "В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки". Уже в этом описании мы видим, как автор тонко намекает на социальный статус Чичикова – он не богач, но и не бедняк, а именно человек "средней руки".
А помните ли вы, как Гоголь описывает обед у губернатора? "Обед был чрезвычайный: осетрина, белуга, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки – это все было со стороны закусок". От одного этого описания слюнки текут, не правда ли? Но Гоголь не просто так так подробно описывает еду – он показывает нам, насколько важное место занимали застолья в жизни провинциального общества того времени.
А сцена, когда Чичиков рассматривает список умерших крестьян, купленных у Собакевича? Гоголь превращает простой перечень имен в настоящую поэму: "Григорий Доезжай-не-доедешь: ты, брат, что был за человек! Масштаб-то какой был! Почитай, в целую милю. А Пробка Степан, плотник, трезвости примерной! А Попов, дворовый человек... Эх, какой был Попов!" Чичиков так увлекается, что начинает представлять себе жизнь этих уже умерших людей, и мы вместе с ним погружаемся в этот удивительный мир прошлого.
Отдельного внимания заслуживают описания природы у Гоголя. Вот, например, как он описывает утро: "Чудным звоном заливался жаворонок, и ветер то припадал к земле, то верхом катился по верхушкам трав, то высоким буйным валом подымался выше и в прозрачной синеве воздуха превращался в едва приметную черную точку". Разве не чувствуете вы свежесть этого утра, не слышите пение жаворонка?
А вот еще одна удивительная деталь – знаменитая шкатулка Чичикова. Гоголь описывает ее так подробно, что она становится почти живым существом: "Шкатулка имела множество перегородок и ящичков, потаенных и даже потаенных в потаенных". Эта шкатулка – словно символ души самого Чичикова, такой же многослойной и полной секретов.
Друзья мои, я мог бы продолжать еще очень долго, ведь каждая страница "Мертвых душ" полна удивительных деталей и наблюдений. Но позвольте мне закончить свой рассказ одной важной мыслью.
"Мертвые души" – это не просто сатира на российскую действительность XIX века. Это глубокое философское произведение о природе человека, о добре и зле, о судьбе России. Гоголь создал настоящую энциклопедию русской жизни, показав нам всю палитру человеческих характеров и судеб.
И знаете что? Несмотря на все недостатки и пороки, которые Гоголь так беспощадно высмеивает, он верит в Россию, в ее великое будущее. Вспомните знаменитое сравнение Руси с птицей-тройкой: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях