Фильм "Вий" 1967 года смотрели, наверное, все зрители. На мой взгляд, это лучшая экранизация известного произведения Николая Васильевича Гоголя (если читать "вольные экранизации").
А далее некоторые факты, связанные с этим фильмом:
Сам по себе фильм был обычной экранизацией известного произведения Николая Гоголя. Но когда "Вия" купили для проката Франция, Финляндия и США, то в зарубежной прессе данный фильм назвали "первым советским фильмом ужасов" (хотя в начале 20-го века повесть "Вий" трижды была экранизирована, но ни одна экранизация не сохранилась).
Как ни странно, но в прокате в СССР фильм занял лишь 13-е место, хотя его посмотрели почти 32 миллиона зрителей. Просто была большая конкуренция. В прокате были и "Кавказская пленница...", и "Свадьба в Малиновке", и "Цыган", и "Неуловимые мстители", и "Анна Каренина" и прочие фильмы.
Первоначальная идея экранизации принадлежала Ивану Пырьеву. Но Пырьев был занят на съемках другого фильма ("Братья Карамазовы"). Тогда он решил вместо себя поставить на фильм сразу двух молодых режиссеров - Константина Ершова и Георгия Кропачева. Пырьеву казалось, что один режиссер просто не сможет справиться со съемками, лучше пусть их будет два. Но Пырьев поставил условие - он будет приезжать на съемочную площадку для контроля.
На главную женскую роль в этом фильме была выбрана Александра Завьялова, которую зрители хорошо знали по фильму "Алешкина любовь". Эту актрису в роли панночки хотел видеть режиссер Георгий Кропачев. Александру Завьялову утвердили без проб. С ней и начали снимать "Вия". Когда была отснята уже половина сцен с участием Александры Завьяловой, то в съемки вмешался Иван Пырьев. Он потребовал незамедлительно снять Александру завьялову с роли. Ходили слухи, что в Александру Завьялову влюбился один иностранный бизнесмен, который затем был обвинен в шпионаже. Якобы, именно из-за этого Иван Пырьев решил перестраховаться и снял актрису с роли.
Официальная версия ухода - актриса была занята на съемках еще одного фильма - "Четыре страницы одной молодой жизни". Режиссером этого фильма был Резо Эсадзе, который "приревновал" Завьялову, а потому затребовал, чтобы она снималась только у него. Пришлось молодым режиссерам искать замену.
На главную женскую роль также рассматривались кандидатуры Ады Роговцевой, Светланы Коркошко, Жанны Болотовой и Ёлы Санько. Но они не подошли.
Леонид Куравлев был утвержден на съемки практически без кинопроб.
Наталья Варлей была приглашена на фильм после съемок в фильме "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Она была цирковой артисткой, а потому смогла бы выполнить некоторые трюки, которые предусматривались съемками в "Вие". Актриса легко согласилась, хотя понимала, что ей придется сниматься в гробу.
Если внимательно смотреть фильм, то можно увидеть, что в одном из эпизодов в кадре находится не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Видимо, при монтаже просто не заметили, хотя вся пленка с Александрой Завьяловой была смыта.
Большие трудности у режиссеров возникли с поиском подходящей актрисы на роль ведьмы. Они искали "необычную старуху", но сами не понимали, как она должна выглядеть. Кто-то из съемочной группы посоветовал нарядить в женское платье актера Николая Кутузова. И это было то, что надо! Сам Николай Кутузов обычно играл совсем маленькие роли, а потому роль в фильме "Вий" стала для него самой заметной в карьере.
Когда режиссеры Ершов и Кропачев съездили "в экспедицию", то оказалось, что они сняли совсем не то, что хотел бы видеть Пырьев. И тогда Пырьев назначил "спасать фильм" известного режиссера Александра Птушко. Сложные в плане комбинированных съемок фильмы-сказки того временем были делом его рук. После выхода фильма киноведы высказывали мысль, что Птушко превратил "мистику" в сказку. В частности, исчез "реализм" происходящего. Первоначально Вий должен был походить на сотника, но его переделали в "страшное существо".