Найти тему
Синема - графия

Почему в кадре вместо Натальи Варлей оказалась другая актриса, и другие факты о фильме "Вий" 1967 года

Фильм "Вий" 1967 года смотрели, наверное, все зрители. На мой взгляд, это лучшая экранизация известного произведения Николая Васильевича Гоголя (если читать "вольные экранизации").

А далее некоторые факты, связанные с этим фильмом:

Сам по себе фильм был обычной экранизацией известного произведения Николая Гоголя. Но когда "Вия" купили для проката Франция, Финляндия и США, то в зарубежной прессе данный фильм назвали "первым советским фильмом ужасов" (хотя в начале 20-го века повесть "Вий" трижды была экранизирована, но ни одна экранизация не сохранилась).

Как ни странно, но в прокате в СССР фильм занял лишь 13-е место, хотя его посмотрели почти 32 миллиона зрителей. Просто была большая конкуренция. В прокате были и "Кавказская пленница...", и "Свадьба в Малиновке", и "Цыган", и "Неуловимые мстители", и "Анна Каренина" и прочие фильмы.

Первоначальная идея экранизации принадлежала Ивану Пырьеву. Но Пырьев был занят на съемках другого фильма ("Братья Карамазовы"). Тогда он решил вместо себя поставить на фильм сразу двух молодых режиссеров - Константина Ершова и Георгия Кропачева. Пырьеву казалось, что один режиссер просто не сможет справиться со съемками, лучше пусть их будет два. Но Пырьев поставил условие - он будет приезжать на съемочную площадку для контроля.

-2

На главную женскую роль в этом фильме была выбрана Александра Завьялова, которую зрители хорошо знали по фильму "Алешкина любовь". Эту актрису в роли панночки хотел видеть режиссер Георгий Кропачев. Александру Завьялову утвердили без проб. С ней и начали снимать "Вия". Когда была отснята уже половина сцен с участием Александры Завьяловой, то в съемки вмешался Иван Пырьев. Он потребовал незамедлительно снять Александру завьялову с роли. Ходили слухи, что в Александру Завьялову влюбился один иностранный бизнесмен, который затем был обвинен в шпионаже. Якобы, именно из-за этого Иван Пырьев решил перестраховаться и снял актрису с роли.

кадр из фильма "Алешкина любовь"
кадр из фильма "Алешкина любовь"

Официальная версия ухода - актриса была занята на съемках еще одного фильма - "Четыре страницы одной молодой жизни". Режиссером этого фильма был Резо Эсадзе, который "приревновал" Завьялову, а потому затребовал, чтобы она снималась только у него. Пришлось молодым режиссерам искать замену.

кадр из фильма "Четыре страницы одной молодой жизни"
кадр из фильма "Четыре страницы одной молодой жизни"

На главную женскую роль также рассматривались кандидатуры Ады Роговцевой, Светланы Коркошко, Жанны Болотовой и Ёлы Санько. Но они не подошли.

-5
-6

Леонид Куравлев был утвержден на съемки практически без кинопроб.

-7

Наталья Варлей была приглашена на фильм после съемок в фильме "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Она была цирковой артисткой, а потому смогла бы выполнить некоторые трюки, которые предусматривались съемками в "Вие". Актриса легко согласилась, хотя понимала, что ей придется сниматься в гробу.

-8

Если внимательно смотреть фильм, то можно увидеть, что в одном из эпизодов в кадре находится не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Видимо, при монтаже просто не заметили, хотя вся пленка с Александрой Завьяловой была смыта.

-9

Большие трудности у режиссеров возникли с поиском подходящей актрисы на роль ведьмы. Они искали "необычную старуху", но сами не понимали, как она должна выглядеть. Кто-то из съемочной группы посоветовал нарядить в женское платье актера Николая Кутузова. И это было то, что надо! Сам Николай Кутузов обычно играл совсем маленькие роли, а потому роль в фильме "Вий" стала для него самой заметной в карьере.

-10

Когда режиссеры Ершов и Кропачев съездили "в экспедицию", то оказалось, что они сняли совсем не то, что хотел бы видеть Пырьев. И тогда Пырьев назначил "спасать фильм" известного режиссера Александра Птушко. Сложные в плане комбинированных съемок фильмы-сказки того временем были делом его рук. После выхода фильма киноведы высказывали мысль, что Птушко превратил "мистику" в сказку. В частности, исчез "реализм" происходящего. Первоначально Вий должен был походить на сотника, но его переделали в "страшное существо".

-11