Найти тему
Версия

Докикшерились

Компании вводят повышенные штрафы за нарушение правил использования самокатов. На прошлой неделе в «Юренте» даже показательно отчитались: 100 тыс. рублей было списано с банковской карты одного из пользователей-нарушителей, который прокатился на самокате вдвоём.

   Докикшерились
Докикшерились

Столь значительная сумма штрафа и впрямь выглядит впечатляюще, однако практика показывает, что закручивание гаек в кикшеринге происходит скорее на словах. Сегодня стратегия компаний, предоставляющих самокаты в аренду, всё больше походит на тот путь, который прошли крупные табачные корпорации. Когда в 50-е годы прошлого века отрицать вред курения стало более невозможно, большинство табачных гигантов активно подключились к рекламным кампаниям, связанным со здоровым и активным образом жизни. Вот и сейчас чем больше самокатов на улицах городов, чем больше нарушений и серьёзных ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, тем громче представители кикшеринговых компаний рассказывают о своей готовности вводить штрафы.

«Арендовать самокат можно только с 18 лет. С 2023 года, как только мы понимаем, что пользователь несовершеннолетний, блокируем ему доступ к аренде. С 1 сентября с блокировкой действует и повышенный штраф – 100 тыс. рублей», – отмечают в компании «Яндекс Go». Другим трендом стало сотрудничество компаний кикшеринга с местными властями. Летом мэрия Екатеринбурга заключила соглашение с основными участниками рынка, ограничив скорость движения на самокатах в определённых районах города, а в некоторых парках движение самокатов запретили вовсе.

Вот только помогают ли ограничения бороться с нарушителями? Скорее нет, чем да. В том же Екатеринбурге с начала нынешнего сезона в ДТП с участием самокатов пострадали уже более 100 человек. В июле двое молодых людей, разъезжавших на самокате по улицам Екатеринбурга, сбили 78-летнюю женщину. Пенсионерка получила серьёзные травмы и была доставлена в больницу. Ещё один случай в Екатеринбурге попал на камеры: две девушки на самокате пересекают пешеходный переход, на полном ходу врезаются в коляску с младенцем и уезжают. Другое страшное ДТП случилось недавно в Тюмени: на пешеходном переходе девушка на электросамокате сбила девятилетнего мальчика, который переходил дорогу с мамой на зелёный сигнал светофора. Всего в городе в этом году в ДТП с электросамокатами пострадали 120 человек.

В масштабах страны статистика происшествий с самокатами выглядит ещё тревожнее: по данным Центра безопасности дорожного движения МВД, в прошлом году произошло 3,1 тыс. дорожных происшествий с участием самокатчиков, в результате которых 43 человека погибли. В целом количество инцидентов по сравнению с 2022 годом выросло в 3 раза. На самом деле можно предположить, что происшествий намного больше. Ведь в официальную статистику попадают инциденты, которые можно считать ДТП, то есть авария случилась где-то на проезжей части, к разбирательству подключились правоохранители и т.п. Если же водитель электросамоката сбил пешехода у подъезда собственного дома и пострадавшему не понадобилась медицинская помощь, то такой случай ни в какую статистику не попадёт.

Но вернёмся к штрафам. В компании «МТС Юрент» посчитали, что с начала сезона только в Москве оператор выписал около 6 тыс. штрафов за езду вдвоём, а также заблокировал более тысячи аккаунтов за управление самокатом несовершеннолетними. При этом, по статистике всё того же «Юрента», каждый день на самокатах компании только в столице совершается более 150 тыс. поездок.

Рассчитывать на то, что деятельность кикшеринговых сервисов и в самом деле будет как-то упорядочена, похоже, не приходится. Всё дело в том, что все участники этого рынка – крупные компании с солидными бюджетами.

Основными игроками выступают Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс». Объём рынка по итогам прошлого года аналитики оценили в 22,3 млрд рублей – показатель на 67% превысил данные за предыдущий год. А количество зарегистрированных пользователей за минувший год увеличилось до 24,2 млн человек. По прогнозам, общий объём рынка к 2026 году увеличится до 46 млрд рублей, а совокупный парк самокатов составит более полумиллиона. Общее число ежегодных поездок прогнозируется на уровне 480 миллионов. На этом фоне вполне можно выписать несколько десятков тысяч штрафов по 100 тыс. рублей, заблокировать тысячу-другую аккаунтов и громко отчитаться об активной борьбе с нарушителями.