Найти в Дзене
ФК "Спартак" Кострома

#22 Анатолий НЕМЧЕНКО: «Енисею» с нами просто не будет!»

Толя, привет! Будем знакомиться. По традиции – расскажи болельщикам о своих футбольных корнях. Где и когда ты начал заниматься футболом?

– Всем привет! Родился я в Кисловодске, в футбол начал играть там же. Помню, в первом классе на одном из уроков к нам пришёл тренер, стал набирать ребят в секцию. Я взял листовку, дома заполнил с родителями – и, по-моему, на следующий же день уже пошёл на первую тренировку.

Но ты к тому времени уже «болел» футболом, верно? Как это началось? В семье футбол любили?

– Родители мои с футболом никак не связаны. Папа в детстве тоже увлекался, как и я, мяч пинал – но профессионально футболом не занимался. А детство моё проходило так же наверное, как у многих мальчишек: с утра до вечера я гулял во дворе. И в футбол играл, и просто пинал мяч – в гаражи, в стену, и так далее. Так футбол и полюбил.

В Кисловодске, насколько мне известно, не было команды хотя бы уровня ПФЛ. На кого из футболистов ты в детстве ориентировался? Были ли у тебя какие-то звёздные «кумиры»?

– Профессиональной команды у нас в городе действительно не было – по крайней мере, я не помню. На Первенство края играла городская команда, но я особо ничего про неё не знал. Мне просто нравилось ходить на тренировки, заниматься, играть, развиваться. А так, я смотрел за играми, следил за некоторыми футболистами: нравилось, как они играют. Смотрел за «Барселоной», когда там играл Роналдиньо, затем Иньеста. Сейчас уже, наверное, так как в детстве, ни за кем не слежу.

Когда ты осознал, что можешь стать профессиональным футболистом?

– В детстве про будущее в футболе особо не задумываешься – такие мысли стали приходить уже позднее. Понимание, что могу профессионально связать жизнь с футболом, пришло, только когда подростком уехал в другой город – в Ростов, в Академию Виктора Понедельника. Вот там уже понял, что футбол – это всерьёз и надолго (смеётся).

-2

Как ты учился в школе? Всё-таки вдали от дома, да в спортакадемии – футбол был на первом плане?

– Учился я достаточно средне: и не плохо, и не хорошо. Школу закончил, по-моему, с двумя или тремя тройками – остальные были «4» и «5». Действительно – больше внимания доставалось футболу. Учёба – не то, что хотелось бы вспоминать.

Но одно дело – ростовская академия, а другое – оказаться в системе клуба, ещё недавно игравшего в РПЛ. Как ты очутился в «Кубани»?

– Помню, я приехал на просмотр в «Кубань» в свой День Рождения. Хорошо сыграл, забил гол. Не знаю, может быть, этот момент повлиял, но меня решили оставить. «Кубань» уже была такая настоящая, взрослая команда. Я выступал за «двойку» [вторую команду], которая играла во Второй Лиге – но к нам иногда спускали и ребят из основы.

Можешь сравнить ту Вторую Лигу, года примерно 2017-го – и нынешнюю? Какой турнир тяжелее?

– Уровень тяжело сравнивать. С тех пор прошло много лет, и в принципе вся Вторая лига сильно поменялась. В то время было больше возрастных, опытных футболистов, а сейчас стали больше доверять молодым. Чисто по своим ощущениям могу сказать, что мне тогда физически было сложно выдерживать все девяносто минут. В 17-18 лет у меня не хватало практики игры на таком уровне. Плюс против тебя борются взрослые, физически более крепкие игроки. Было сложно.

Та «Кубань» вскоре преобразовалась в другой клуб – и ты последовал за ним. Что это был за «переходный период»?

– Когда «Кубань» развалилась – не знаю, из-за денег или чего-то ещё – появился клуб «Урожай». Поначалу нас, игроков, туда набирали вообще по крупицам – как раз из молодёжи прежней «Кубани». Помню, на первую кубковую игру с «Кубань Холдингом» нас всего было человек 12 или 13 в заявке. Но потом стали подтягивать более опытных игроков, и первый круг чемпионата мы закончили среди лидеров группы. Но молодёжи, как я, стали давать играть меньше – и тогда я принял предложение «Кубань Холдинга», где работал хорошо знакомый мне по «Кубани» тренер.

-3

Не пугало, что команда на тот момент не выступала в профессиональной лиге?

– Мне было важнее получить больше игровой практики. Хотя в «Кубань Холдинге» тоже я успел провести совсем немного матчей: то травмы случались, то какие-то болезни – всё это выбивало из колеи. Но помог, можно сказать, случай. Мы играли на стадионе «Кубань» товарищеский матч с какой-то олимпийской сборной – Сирии, по-моему – даже, честно говоря не помню… И после игры ко мне подошли, предложили вариант поехать на просмотр в молодёжную команду «Сочи». Дали время подумать. Ребята-одноклубники подсказали – мол, надо пробовать. Всё-таки не каждый день есть шанс попасть в систему команды Премьер-Лиги. В итоге съездил на просмотр на пару дней – и остался.

Будни молодого игрока, находящегося в шаге от РПЛ, можешь описать?

– Молодёжка «Сочи» базировалась недалеко от Краснодара – в посёлке Афипский, где осталась база от клуба «Афипс» Второй Лиги. Несколько первых игр я пропустил: ждал, когда меня заявят. Но как заявили – начал постоянно играть. Меня и некоторых других ребят сразу стали подтягивать и к главной команде. Помню, мы ездили в Сочи на электричке на неделю, чтобы потренироваться с основой, а потом приезжали обратно. Затем, когда молодёжка «Сочи» переехала в Адлер, стало попроще: мы уже жили в гостиницах. Как раз тогда грянул ковид со всеми его ограничениями. И первый контракт с основой я подписал как раз, когда жил уже ближе к команде.

-4

Дебют в РПЛ у тебя получился, скажем так, запоминающимся… Расскажи о нём.

– Да, дебют свой я хорошо запомнил. Мы играли в Москве против «Спартака». В гостинице на предыгровой установке Владимир Валентинович [Федотов, главный тренер «Сочи»] объяснял нам теорию. И почему-то вдруг задал мне вопрос – даже не помню, какой. Я растерялся, как-то неловко или неправильно на него ответил, ребята посмеялись. Но у меня появилось предчувствие – что сегодня может быть какой-то особенный день, что-то может произойти. Так и получилось. Во втором тайме я разминался, меня подзывают и говорят: готовься, будешь выходить…

Волновался?

– Конечно, волнение было. Не знаю, сколько было человек на стадионе, но тогда казалось, что прямо кругом полные трибуны, все смотрят, давят на тебя. Но когда вышел на поле, пару раз мяч коснулся – уже ни о чём не думал, волнение ушло.

Закончился тот матч довольно скандально – как раз из-за эпизода с твоим участием. К такому повороту ты был готов? Как потом переживал этот момент?

– Пенальти на мне? Ну да, спорный был, конечно… После матча мне даже писали в личку некоторые «доброжелатели». Но я тогда вообще об этом не думал, было перенасыщение другими, положительными эмоциями – и от дебюта, и от того, что команда в итоге счёт сравняла. Нормально всё было, чувства больше удовлетворительные испытывал.

То есть сейчас ты признаёшь, что пенальти тот был спорный?

– Ну, раз люди спорили – значит спорный! (улыбается)

За основу «Сочи» ты сыграл ещё буквально несколько матчей, в основном в Кубке – и отправился в Долгопрудный. Чем тебе запомнился тот этап карьеры?

– В «Олимп-Долгопрудный» меня позвал Александр Васильевич Точилин, работавший главным в «Сочи». А я ещё был «лимитчиком» [младше 21 года], команда как раз искала молодого игрока. Когда я приехал зимой, команда уже шла на 1-м месте в своей группе, нужно было просто ничего не испортить (улыбается). Мы съездили на сборы в Турцию, провели такую же хорошую вторую часть чемпионата – и заняли первое место, выйдя в ФНЛ.

-6

Но в Лучшую Лигу Мира ты тогда так и не попал…

– Как говорится, «что-то случилось» (улыбается) Из тех, кто добывал путёвку в ФНЛ, в команде осталась буквально пара человек, клуб переехал в Химки, поменялось руководство, и так далее… Я и ещё ряд игроков остались в Долгопрудном. Но нашу команду тоже фактически сделали другую, назвали «Долгопрудный-2» (или даже точно не помню как), и оставили играть во Второй Лиге.

Твоя личная результативность – голы и особенно голевые передачи – год от года росла. Чувствовал, что готов попробовать себя на уровень выше?

– Результативность – да, начала потихоньку расти. Но всё равно, какая разница – клуб оставался во Второй Лиге… Конечно, хотелось попробовать себя в ФНЛ. Ну и как раз прошлым летом поступило предложение от красноярского «Енисея».

Почему не получилось заиграть в Красноярске? Большая разница в классе между Первой и Второй лигой?

– Насчёт ФНЛ – да, я понимал, что уровень там выше, чем в той лиге, где мы играли с «Космосом». Скорости, прежде всего. Но, честно говоря, ничего сверхъестественного в ФНЛ я не увидел: все такие же футболисты, можно спокойно играть и прогрессировать. Да и с клубом мне, я считаю, повезло: «Енисей» хорошая, играющая команда, много хороших игроков…Ни одного плохого слова не могу сказать. А то, что я мало получал игровой практики в начале сезона? Как оказалось весной – это было много (смеётся)… Во втором круге я вообще не играл, вышел всего на пару минут в одном матче…

-7

С чем это связываешь? Нет каких-то обид, что не вышло закрепиться в ФНЛ?

– Нет, никаких обид нет. Значит, сам я себя как-то недостаточно проявил. Не показал, что достоин играть в команде. Никакого негатива. Но если вы ведёте к тому, что скоро нам с «Енисеем» играть – то да, мотивация, конечно будет дополнительная. Любому спортсмену хочется доказать, что ты сильнее, но это чисто спортивная злость, ни в коем случае не обида. «Енисею» будет непросто с нами – я так скажу! Впрочем, как и нам с ними

Когда после прохода «Текстильщика» в Кубке жребий выпал на «Енисей» – сразу начали к сопернику готовиться?

– «Енисей» мы пока подробно не разбирали, нет смысла заглядывать так далеко [Беседа состоялась в конце прошлой недели – прим.ред]. Как у нас говорят, «самая важная игра – завтра», то есть с «Ленинградцем». А посмотреть игры «Енисея» и подготовиться у нас ещё время будет!

У тебя как у футболиста, знающего соперника «изнутри», в «Спартаке» уже что-то спрашивали? Можешь раскрыть какие-то «секретики» про бывших партнёров?

– Нет, тренерский штаб ничего не спрашивал! (смеётся) У нас все профессионалы, заняты своим делом. Уверен, все знают, как правильно готовиться к матчам! Моя помощь, думаю, особо не понадобится: максимум, могу подсказать, кто под какую ногу мяч убирает, какой ногой лучше владеет (улыбается)

Ну и кто какой ногой лучше всего владеет в «Енисее»?

– Ну, во-первых, в «Енисее» сейчас состав обновился по сравнению с тем, когда я там играл. Из тех, кого я застал, лучшая левая – это #8 Саша Ломакин, правая – наверное, Егор Иванов, но он сейчас уже ушёл в другую команду [в «Черноморец» – прим.ред.]. Но в целом сильные стороны соперника, повторюсь, наш тренерский штаб наверняка знает лучше меня!

-8

К вопросу о левой и правой ноге. На футбольном поле ты ярко выраженный левша. Это только в футболе, или в жизни тоже? Рука «рабочая» у тебя тоже левая?

– Насчёт ноги – да, бить мне удобнее левой. Рукой пишу тоже левой. Но если играть, например, в пинг-понг или в большой теннис, то наоборот: левой рукой держать ракетку вообще не могу, всё делаю под правую. Так мне гораздо комфортнее.

А на какой позиции на поле тебе комфортнее всего? В Долгопрудном ты действовал с акцентом на атаку, в «Спартаке» же, такое чувство – выполняешь больше оборонительных функций. Что из этого больше «твоё»?

– Сейчас в «Спартаке» чувствую себя нормально, комфортно. В юности иногда меня пробовали ставить на фланг, куда-то ещё, но лучше всего я чувствую себя в центре. Понятно, что и у центральных полузащитников могут быть разные задачи, разные функции: кто-то больше атакует, кто-то обороняется. Но там, где я сейчас играю в «Спартаке», мне довольно комфортно. А то, что приходится выполнять большой объём работы и в обороне, и в атаке, много бегать – это всегда бывает на нашей позиции в центре поля. К этому я привык, никаких проблем нет.

-9

Про «много бегать»: к нагрузкам в тренировочном процессе «Спартака» ты тоже привык?

– Перед тем, как перейти в «Спартак», я, конечно, был наслышан о том, как здесь много тренируются: велосипеды, бег, и так далее во всём разнообразии. Поэтому морально уже был ко всему готов. Хотя поначалу, когда бежишь по лесу, например, 8 километров – всё равно тяжело. Сейчас? Не скажу, что прямо легко даётся, но всё равно уже адаптируешься, нагрузки нормально воспринимаются. Да и все в команде, я думаю, к такому привыкли, насколько это возможно. Все тренируемся, все работаем – понимаем, что это часть клубной философии.

А помнишь, как на тебя вышел «Спартак»? Долго ли ты думал над предложением?

– На самом деле, ещё зимой мне звонил Евгений Валерьевич [Таранухин], мы с ним знакомы по работе в Долгопрудном – предлагал перейти в «Спартак» ещё перед этапом в «Серебре». Но тогда не получилось, не всё от меня зависело, и я остался в «Енисее». Летом «Спартак» снова вышел на меня, с более конкретным предложением, и мы договорились уже достаточно быстро. Если тренер, команда в тебе всерьёз заинтересованы – долго не думаешь. Коллектив в «Спартаке» очень дружный, все на позитиве, «на одной волне», можно сказать. Ну, по крайней мере, я так чувствую, мне здесь всё нравится. Плюс привлекает, что клуб ставит амбициозные цели. Любой спортсмен хочет побеждать!

Традиционный вопрос: кто самый топ из тех, с кем или против кого ты играл? Может быть, топ-3 самых классных футболистов, с кем ты выходил на одно поле?

– Топ-3 – не знаю. Давайте назову партнёров по «Сочи», кто прямо выделялся. Кристиан Нобоа и Александр Кокорин – они на отдельном уровне от остальных.

Недавно пресс-служба «Спартака» показала, как ты коротаешь время в перелёте за планшетом. Что порекомендуешь из последних книг / фильмов / сериалов? Что-то тебя «зацепило»?

– Да, я всё время что-то скачиваю в дорогу, чтобы как-то занять себя при перелётах, переездах. Из сериалов, что мне понравились в последнее время, назову «Бумажный дом»; американский сериал «Побег», и «Last Dance» – про баскетбол, про Майкла Джордана. Из фильмов первое, что на ум приходит – «Невидимая сторона», прикольное кино.

Кто твои главные футбольные болельщики? Большая ли у тебя персональная «группа поддержки»?

– Самые близкие люди: родители, девушка, друзья. Все смотрят игры «Спартака», переживают, спасибо им!

Пару последних матчей ты выходил на поле с приличной щетиной. На фарт? И как думаешь – у кого в «Спартаке» самые шикарные усы?

– Ну, сейчас я уже побрился! (смеётся) А усы – у Миши Гайдаша! Вы же к этому ведёте? Да, он точно вне конкуренции в этом плане (улыбается)

-10

Ты, несмотря на то, что родился на Юге, производишь впечатление человека, у которого не «горячая кровь» в жилах, а наоборот – абсолютное хладнокровие и «спокуха». Ты вообще такой по жизни? И есть ли что-то, что может тебя раззадорить и разозлить?

– На самом деле, раньше «горячая кровь» давала о себе знать. В детстве, или юношестве даже, лет в 12-13, когда жил в ростовской академии – мог на людей кидаться, дерзить, как-то неправильно разговаривать. Агрессировал, в общем. Уже позднее как-то это всё утихло, я стал более сдержанным. Не знаю, с чем это связано – может, просто повзрослел (улыбается). В футболе это может быть как в пользу, так и во вред: где-то наоборот, может быть, надо показывать себя более злым. Но в любом случае я стал спокойнее, чем раньше. Бывают моменты на поле, когда можно выйти из себя, но ради команды, мне кажется, лучше контролировать свои эмоции и направлять их в правильное, созидательное русло.

Кем ты видишь себя через пять лет?

– Загадывать на пять лет вперёд – такое себе… Мы, футболисты, народ суеверный. Главное – надеюсь, через пять лет я ещё буду в футболе!

А это что значит? Медиалига ведь – тоже футбол?

– Ну, я имею в виду профессиональный! В медийный пока не стремлюсь! (улыбается) Хотя в жизни всякое бывает, многие мои бывшие партнёры, и ровесники в том числе – ушли в медиа. Но мне всё-таки ближе футбол профессиональный. Хотелось бы, конечно, и какие-то серьёзные трофеи, медали завоевать. Если это будет с костромским «Спартаком» – отлично, я не против!

-11