Резкое усиление ветра и шторм с его силой ветра и волнением представляют серьезную угрозу для судоводителей и пассажиров, поэтому необходимо отложить выход судна на водоём в такую погоду или своевременно укрыться в месте, обеспечивающем безопасность стоянки.
Если этого сделать не удалось, судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:
- предупредить всех лиц на судне, провести инструктаж по правилам поведения и пользования спасательными средствами,
- на судах с открытой палубой одеть всем индивидуальные спасательные средства, на остальных – держать индивидуальные спасательные средства наготове;
- задраить водонепроницаемые двери, люки и горловины;
- привести в готовность средства борьбы за живучесть и водоотливные средства;
- проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе – раскрепить его с возможной степенью надежности;
- подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;
- при наличии радиостанции – установить и поддерживать уверенную связь с берегом.
При плавании в штормовых условиях могут встретиться такие опасные явления, как:
- Резонансная качка. Наблюдается, когда период свободной бортовой качки судна совпадает с периодом волны.
- Явление понижения поперечной остойчивости судна. Возможно при нахождении судна на вершине гребня волны (длительное пребывание на гребне может привести к опрокидыванию судна).
- Слеминг - тяжелые удары волн в носовую оконечность судна. Наблюдается при неблагоприятных сочетаниях курса, скорости судна и длины волны (такое явление особо опасно при равенстве длины волны и судна).
В этих условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» штормовой волны. При маневрировании необходимо перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты. Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учетом попутного волнения. Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, причем, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 250-300), перекладывая руль на небольшой угол.
Главное управление МЧС России по Вологодской области рекомендует судоводителям воздержать от выхода на водоём в штормовую погоду.