Найти в Дзене

Взгляд ГТК на трудности бизнеса на границе

Оглавление

Фото: bps.by
Фото: bps.by

Проблемы на границе возникают у экспортеров и импортеров. Связано это с последствиями западных санкций, а также с нарушениями таможенного законодательства. Как снизить риски неблагоприятного развития событий на границе? По просьбе «ЭГ» вопросы, интересующие бизнес, прокомментировали представители Государственного таможенного комитета.

Причины очередей

Не секрет, что на границах со странами Евросоюза белорусский бизнес, как и население, сталкивается с многодневными и многокилометровыми очередями автомобилей. Ситуация на западных рубежах остается сложной, что в первую очередь связано с санкционным давлением стран ЕС, сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Государственного таможенного комитета Эдуард Данилович, отвечая на вопросы «ЭГ».

Он, в частности, рассказал, что из ранее действовавших 26 пунктов пропуска в настоящий момент осталось только 5 погранпереходов: два – на польском направлении, два – на литовском и один – на границе с Латвией. По инициативе литовской стороны два пункта пропуска были закрыты в текущем году.

По данным ГТК, существенно осложняет ситуацию на границе тот факт, что таможенные службы западных стран не выполняют ранее оговоренные нормы пропуска автомобилей.

По сути, они работают в половину тех норм, о которых мы ранее договаривались, а в отдельных случаях (например, в пункте пропуска «Каменный лог») выполняют нормы только на 20%, сообщил начальник главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Виктор Зубик.

«Отсюда все эти очереди – многокилометровые, многодневные. Вот так пока сейчас живет наша граница», – подчеркнул представитель ГТК, отвечая во время пресс-конференции на вопросы «ЭГ».

Для того чтобы минимизировать трудности перевозчиков и иных граждан, связанные с длительным пребыванием на границе, существуют, а также развиваются и строятся новые зоны ожидания.

По данным ГТК, таможенные органы Беларуси многое делают для того, чтобы белорусские импортеры и экспортеры как можно быстрее могли работать и оформлять грузы на границе.

Так, 70% деклараций на ввозимые товары оформляются на погранпереходах в течение часа, а таможенные декларации более чем на 90% вывозимых товаров – в течение пяти минут. Этого времени достаточно, чтобы оформить товар на экспорт, мы успеваем, подчеркнул В. Зубик.

Грузопоток снизился, но бюджет в плюсе

По данным ГТК, запрет для перевозчиков на пересечение границы и движение по территории западных стран отрицательно сказывается на грузопотоке, проходящем через территорию Беларуси. По сравнению с прошлым годом прохождение грузового транспорта еще на 30% снизилось, констатировал Эдуард Данилович.

С учетом проблем организации торговли уже практически полностью перестроили бизнес и в других географических направлениях. Соответственно, увеличились и таможенные платежи в бюджет.

В этом году по сравнению с прошлым, несмотря на снижение грузопотока, объем таможенных платежей в бюджет вырос на 18%, констатировал Э. Данилович.

По его словам, несмотря на имеющиеся санкции и на возможные их пролонгирование и увеличение, таможенные органы помогают бизнесу успешно их преодолеть и в дальнейшем намерены этим заниматься.

Начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Виктор Зубик обратил внимание, что уже более двух лет действует механизм перецепки и перегрузки – ответная мера на действия Запада, который запретил белорусским перевозчикам въезд в страны ЕС.

«Беларусь – транзитная страна, наш транспортный комплекс должен работать, и поэтому такие же ответные меры мы не приняли. Был разработан механизм, который позволяет перецепить, перегрузить европейский товар и далее везти его нашими перевозчиками. Да, это время, это дополнительные действия, но машины ездят», – подчеркнул начальник управления ГТК.

Как бизнесу избежать неприятностей

Наряду с последствиями санкций еще одна тема, генерирующая риски для бизнеса на границе, связана с таможенным контролем. В 1-м полугодии 2024 г., по данным ГТК, таможенные органы на границе выявили 19,4 тыс. нарушений, в т.ч. примерно треть из них – у юридических лиц.

Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности важно надлежащим образом готовить документы на перемещаемые товары и понимать нюансы поведения на границе, иначе штраф может быть весьма чувствительным и доходить до 30% от стоимости предмета административного правонарушения.

Представители ГТК отмечают, что в подавляющем большинстве случаев максимальное наказание не применяется.

«Мы анализируем статистику привлечения к административной ответственности, она составляет не более трети от максимального размера предусмотренного штрафа», – подчеркнул заместитель председателя ГТК Эдуард Данилович, отвечая на вопросы «ЭГ».

При этом бизнесу также стоит иметь в виду, что таможенный орган наделен правом контроля таможенной стоимости товара как непосредственно при перемещении товара на границе (при декларировании), так и в рамках постконтроля (после ввоза и выпуска товара на таможенную территорию ЕАЭС).

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предоставляет таможенным органам право осуществлять такой постконтроль в течение трех, а в некоторых случаях и в течение пяти лет после ввоза товара. Это означает, что если в течение этого периода таможенный орган установит нарушение, которое, например, привело к занижению таможенной стоимости товара, то субъекту хозяйствования будет предложено доплатить разницу.

«Мы не начинаем административный процесс, не наказываем субъектов хозяйства, а в добровольной форме их информируем, чтобы они самостоятельно эту разницу в неуплаченных таможенных платежах внесли. При добровольном погашении этой разницы административная ответственность исключена», – сообщил на пресс-конференции Эдуард Данилович.

С учетом весьма чувствительных последствий нарушения таможенного законодательства представители Государственного таможенного комитета рекомендуют бизнесу «профессионально работать на каждом этапе», чтобы исключить нарушение таможенного законодательства.

Нередко, к слову, такие нарушения связаны с предоставлением недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД, что чревато занижением таможенной стоимости груза и привлечением к административной ответственности.

«Если получатель товара, декларант, понимает, что он не в состоянии определить код товара, у нас есть механизм получения предварительного заключения о коде товара. Заинтересованные обращаются в Минскую центральную таможню, это административная процедура, получают код, который действует 3 года, и это полностью обезопашивает от каких-либо последствий», – сообщил В. Зубик.

Начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК рекомендовал бизнесу соблюдать законодательство.

«Если возникают какие-то вопросы, можно обращаться в Государственный таможенный комитет», – подчеркнул он.

Читайте также:

Таможенное законодательство часто вызывает трудности