В подмосковных Котельниках возникла необычная ситуация: учителя массово покидают школы из-за сложностей, вызванных наличием детей приезжих. Причина этого массового ухода не связана ни с заработной платой, ни с условиями работы. Оказывается, проблема заключается в том, что дети приезжих заполонили классы и создают настолько серьезные трудности, что учителя вынуждены уходить, не задумываясь.
Источником проблемы стало то, что многие семьи, приехавшие из других стран, стали активно направлять своих детей в местные школы. Родители считали, что это отличная возможность для адаптации детей к новому обществу и для изучения русского языка. Однако на практике всё оказалось гораздо сложнее. Местные жители утверждают, что дети приезжих, не владеющие русским языком, мешают учителям проводить уроки, заставляя их повторять материал несколько раз.
"Учителя не могут выдержать такого ритма. Они испытывают эмоциональное напряжение и уходят, потому что им приходится постоянно возвращаться к одному и тому же материалу, пытаясь объяснить его детям, которые даже не понимают, что от них требуется," - рассказывает одна из родителей. Учителя страдают, дети страдают, но проблема только усугубляется.
Классы забиты по самое не могу. В некоторых из них до 30 или даже 40 учеников, что явно не способствует качественному обучению. При таких условиях учителя не в состоянии индивидуально отслеживать прогресс каждого ученика, не говоря уже о дополнительной поддержке для детей, не владеющих русским языком.
"Наша директор призналась: учителя не могут выдерживать такого напора. Они предпочитают уехать в Москву, где меньше детей-приезжих, а зарплаты выше. У нас в школе остаются лишь самые стойкие, но даже у них появляются мысли об отъезде," - рассказывает мать двоих школьников.
Самые сложные условия складываются в начальных и средних классах. Родители жалуются на катастрофическое снижение уровня образования. Это не просто пустые слова - даже сами ученики отмечают, что некоторые преподаватели предметов работают крайне неэффективно. "У нас математика на нуле, биология также. Преподаватели просто не справляются с этой нагрузкой," - делятся своими горькими впечатлениями родители.
Даже семьи приезжих не могут вынести этот образовательный беспорядок. Одна мать чеченского происхождения рассказала, что ей пришлось забрать детей из школы, так как обучение стало просто невозможным. "Учителя не справляются, а дети страдают," - отмечает она.
В некоторых классах, из 38 учеников лишь 10 являются гражданами России, остальные - дети приезжих. Хотя многие из них уже получили гражданство, они до сих пор не владеют русским языком. По местным обитателям, около 30% детей приезжих теперь имеют российское гражданство, но языковой барьер остается значительным. Учителя вынуждены не только проводить уроки, но и выступать в роли переводчиков, стараясь объяснить материал детям.
Одна из матерей жалуется: "В классе моего сына трое учеников до сих пор не говорят по-русски хорошо, даже живя здесь давно".
Местные жители и педагоги задаются вопросом: в каком направлении движется система образования? Со значительным числом детей приезжих, не владеющих языком, и перегруженностью учителей, уровень знаний учеников стремительно снижается. Многие семьи уже начинают рассматривать возможность перевода своих детей в московские школы, где ситуация с образованием пока что более благоприятна. Однако далеко не у всех есть такая возможность.
Учителя массово покидают школы в такой обстановке. Последние данные указывают на дефицит учителей в российских школах в размере 250 тысяч человек. Если эта тенденция сохранится, то что же будет с образовательной системой через несколько лет?
Педагоги признают: работа с детьми приезжих сложна, и многие не могут выдержать такой нагрузки. Низкие зарплаты, тяжелые условия труда и необходимость обучения детей, не понимающих языка, приводят к массовому уходу учителей.
В этой ситуации единственная надежда - на реформы. Но вопрос в том, когда чиновники обратят внимание на проблему и начнут предпринимать действенные шаги. Родители остаются в недоумении и гневе, считая, что проблема не решается, а учителей и детей оставили на произвол судьбы. Возможно, однажды ситуация изменится к лучшему.