Найти в Дзене
Мысли о книгах

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота» Один из первых романов писателя, написанный в середине 1990-х годов. Тогда же мной и прочитанный с восторгом. Со временем книга подзабылась и решил перечитать. Наверное, напрасно. Роман изначально кажется аллюзией на многочисленные анекдоты о Петьке и Василии Ивановиче. Но на самом деле он не ограничен этим фольклором. Пелевин в духе самого настоящего постмодерна использует для своего произведения разнообразные литературные источники. От этого роман сверкает ярким блеском. Но — как это часто бывает у постмодернистов — блеск, на мой взгляд, скрывает пустоту. Правда, в этом случае, с большой буквы — Пустоту. Именно такую фамилию автор дает своему главному герою Петру — декаденту, поэту, психбольному, комиссару, ученику Чапаева. Он пребывает в двух временных потоках России — Гражданской войны и девяностых годов. В девяностые он пациент психиатрической лечебницы, который представляет приключения с Чапаевым; в Гражданскую — переживает различные приключения,

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

Один из первых романов писателя, написанный в середине 1990-х годов. Тогда же мной и прочитанный с восторгом. Со временем книга подзабылась и решил перечитать. Наверное, напрасно.

Роман изначально кажется аллюзией на многочисленные анекдоты о Петьке и Василии Ивановиче. Но на самом деле он не ограничен этим фольклором. Пелевин в духе самого настоящего постмодерна использует для своего произведения разнообразные литературные источники. От этого роман сверкает ярким блеском.

Но — как это часто бывает у постмодернистов — блеск, на мой взгляд, скрывает пустоту. Правда, в этом случае, с большой буквы — Пустоту. Именно такую фамилию автор дает своему главному герою Петру — декаденту, поэту, психбольному, комиссару, ученику Чапаева.

Он пребывает в двух временных потоках России — Гражданской войны и девяностых годов. В девяностые он пациент психиатрической лечебницы, который представляет приключения с Чапаевым; в Гражданскую — переживает различные приключения, иногда навеянные как будто наркотиками, попадая в лечебницу. Какой из временных потоков реален — неизвестно. Возможно, что реальна только литература.

Всю дорогу Петр Пустота пытается постигнуть смысл происходящего. Следовать за ним большей частью интересно и увлекательно. Но ловишь себя на мысли, что финал книги не приводит ни к чему. И это (для меня сейчас) большой диссонанс. Наверное, надо было оставить книгу в том времени, когда мне было лет 25. Тогда она читалась иначе.