Как известно, на Земле существует много профессий. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, установление мудрой любви к детям. Только ежедневно с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду и физическому совершенствованию, заложить нравственные основы.
Начальные классы — первая ступень школьного образования. Первый учитель играет важную роль в развитии личности каждого ученика. Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и слияние с ней. Такой средой для младших школьников является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности. Эта среда ведет к становлению новых коллективных отношений. возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками. Учитель начальных классов проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, досуг,
детский отдых. В работе с классом он выступает в качестве и педагога, и воспитателя, и психолога. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.
Главная цель педагога — создать реальные условия для развития творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам. Одно из условия успешной учебной деятельности — это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса способствуют разнообразные формы и методы работы на уроке, рациональное использование технических средств и наглядных пособий. Если ребенок плохо учится, то он не должен терять веру в свои способности, а учитель должен добиться, чтобы ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету.
В условиях личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса продуктивное развитие младших школьников во многом зависит от учителя, который в значительной степени предопределяет успех реализации намеченных целей и задач. Концепция личностно ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям.
Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности при осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. В условиях реализации концепции личностно ориентированного образования в начальной школе ребенок является субъектом учения, которое, обогащая и расширяя его возможности самостоятельно решать разнообразные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по самоизменению, то есть собственно учебной деятельности. Ведущую роль в такой системе играет общение, которое в младшем школьном возрасте организует учитель.
В процессе общения моладшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним педагога. Слово учителя приобретает силу воздействия только тогда, когда учитель хорошо узнал ученика, чем-то помог, проявил к нему внимание. Это особо значимо для учеников начальной школы, когда происходит формирование навыков межличностного общения.
Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек, понимает реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те учениеки, на которых он собирается воздействовать. В этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Поступки окружающих людей, в том числе и учителей, их личностные качества, события общественной и школьной жизни ученик оценивает сквозь те нормы и ценности, которые приняты в отношениях со сверстниками. Учителю важно предоставлять ученикам больше самостоятельности, чтобы их установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.
В становлении личности младшего школьника большую роль играют социальные мотивы. Дети хотят кем-то стать, понимают важность обучения и его необходимость в дальнейшей жизни. Несколько таких мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его оценка, которая значима для ученика.
Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственности за выполняемую деятельность. Это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Изучение личности ребенка через его деятельность — это один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности открываются непосредственно на уроке, другие — в работе, третьи — дома.
Деятельность учителя — это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда об этом помнить, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Таким образом, роль педагога в развитии личности ученика очень велика. От каждого учителя сегодня требуется, чтобы в своей деятельности он учитывал индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого конкретного ребенка. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.