Найти в Дзене
ЛитКрат

"Евгений Онегин" аргументы к сочинению

1. Тема любви и ее роль в жизни человека "Евгений Онегин" - это прежде всего роман о любви, но любви многогранной, изменчивой, порой противоречивой. Пушкин рисует перед нами целую палитру любовных переживаний, от первой, наивной влюбленности до глубокого, выстраданного чувства. Вспомним юную Татьяну, чье сердце впервые познало трепет любви. Ее чувство к Онегину - это буря эмоций, воплощение романтических мечтаний, рожденных книжными историями и собственными фантазиями. Татьяна отдается этому чувству без остатка, с той искренностью и самозабвением, на которые способна только чистая душа: "Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать." Но любовь в романе - это не только светлое и возвышенное чувство. Онегин, отвергнувший любовь Татьяны, позже сам становится жертвой любовной страсти. Его чувство к уже замужней Татьяне - это мучительное осознание упущенного счастья, горечь раскаяния и боль несбывшихся наде

1. Тема любви и ее роль в жизни человека

"Евгений Онегин" - это прежде всего роман о любви, но любви многогранной, изменчивой, порой противоречивой. Пушкин рисует перед нами целую палитру любовных переживаний, от первой, наивной влюбленности до глубокого, выстраданного чувства.

Вспомним юную Татьяну, чье сердце впервые познало трепет любви. Ее чувство к Онегину - это буря эмоций, воплощение романтических мечтаний, рожденных книжными историями и собственными фантазиями. Татьяна отдается этому чувству без остатка, с той искренностью и самозабвением, на которые способна только чистая душа:

"Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать."

Но любовь в романе - это не только светлое и возвышенное чувство. Онегин, отвергнувший любовь Татьяны, позже сам становится жертвой любовной страсти. Его чувство к уже замужней Татьяне - это мучительное осознание упущенного счастья, горечь раскаяния и боль несбывшихся надежд:

"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей."

Любовь Ленского к Ольге - это воплощение юношеского идеализма, чистой и возвышенной страсти поэта. Но и эта любовь не выдерживает столкновения с реальностью, приводя к трагической развязке.

Пушкин показывает, как любовь может изменить человека, заставить его совершать необдуманные поступки, страдать, но также и расти, развиваться духовно. Любовь в романе - это не просто чувство, это сила, способная перевернуть жизнь, изменить судьбу.

Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о различных аспектах любви: о первой любви и ее роли в жизни человека, о любви как источнике страданий и радости, о влиянии любви на формирование личности. Можно также поразмышлять о том, как меняется восприятие любви с возрастом и опытом, сравнивая чувства юной Татьяны и зрелого Онегина.

2. Проблема "лишнего человека" в русской литературе

Образ Евгения Онегина стал первым в галерее "лишних людей" русской литературы. Это тип героя, который, обладая незаурядным умом и способностями, не находит им применения в окружающей действительности, чувствует себя чужим в обществе.

Онегин - человек, опередивший свое время. Он умен, образован, способен на глубокие чувства, но не находит удовлетворения в светской жизни, которую ведут его сверстники:

"Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?"

Пушкин показывает, как Онегин пытается найти свое место в жизни. Он уезжает в деревню, пробует заниматься хозяйством, но быстро остывает и к этому. Его попытки изменить жизнь крестьян встречают непонимание и сопротивление. Онегин чувствует себя чужим и в деревне, и в светском обществе.

Трагедия Онегина в том, что он не может реализовать свой потенциал, найти применение своим способностям. Он слишком умен и проницателен, чтобы довольствоваться пустой светской жизнью, но не находит в себе сил для серьезной деятельности:

"— Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры,
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?"

Этот внутренний конфликт приводит Онегина к разочарованию в жизни, к той самой "русской хандре", которая становится его постоянным спутником.

Этот внутренний конфликт приводит Онегина к разочарованию в жизни, к той самой "русской хандре", которая становится его постоянным спутником.

Используя этот аргумент, можно рассуждать о проблеме самореализации личности в обществе, о конфликте между личностью и социальными нормами, о трагедии человека, не нашедшего своего места в жизни. Можно также провести параллели с другими "лишними людьми" в русской литературе, например, с Печориным из "Героя нашего времени" Лермонтова.

3. Тема дружбы и ее значение в жизни человека

Дружба - одна из ключевых тем в романе "Евгений Онегин". Пушкин показывает нам различные грани этого чувства, от искренней привязанности до предательства.

Центральное место здесь занимают отношения Онегина и Ленского. Эти два персонажа, столь разные по характеру и мировоззрению, неожиданно находят общий язык:

"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны."

Пушкин показывает, как дружба может возникнуть между совершенно разными людьми, как она способна обогатить жизнь, наполнить ее новым смыслом. Для Онегина, уставшего от светской суеты, дружба с Ленским становится глотком свежего воздуха, возможностью искреннего общения.

Однако эта же дружба приводит к трагедии. Нелепая ссора, вызванная, по сути, пустяком, перерастает в дуэль, в которой Ленский погибает. Пушкин показывает, как легко можно разрушить даже самые близкие отношения, как важно ценить дружбу и беречь ее:

"Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?"

Гибель Ленского становится переломным моментом в жизни Онегина. Он осознает цену своего легкомыслия, своей неспособности ценить настоящую дружбу. Это осознание преследует его, становится источником мучительных переживаний.

Используя этот аргумент, можно рассуждать о значении дружбы в жизни человека, о ответственности, которую налагают дружеские отношения, о том, как важно уметь ценить и беречь настоящих друзей. Можно также поразмышлять о том, как дружба влияет на формирование личности, как она может изменить человека.

4. Проблема воспитания и образования

"Евгений Онегин" поднимает важные вопросы воспитания и образования, которые были актуальны во времена Пушкина и не теряют своей значимости сегодня.

Пушкин критически оценивает систему образования своего времени, которая давала поверхностные знания, не развивая при этом личность:

"Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть."

Онегин получил типичное для дворянина того времени образование - поверхностное, но достаточное для того, чтобы блистать в свете. Он знает языки, умеет поддержать светскую беседу, но эти знания не дают ему внутреннего удовлетворения, не помогают найти свое место в жизни:

"Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха."

В противовес этому Пушкин показывает нам Татьяну - девушку, которая, несмотря на отсутствие систематического образования, обладает глубоким внутренним миром, способностью к самообразованию и саморазвитию. Ее "русская душою" не мешает ей впоследствии стать настоящей светской дамой, при этом сохранив свою индивидуальность:

"Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски…"

Автор подчеркивает важность не столько формального образования, сколько развития личности, формирования собственного мировоззрения. Он показывает, как важно уметь мыслить самостоятельно, не поддаваясь влиянию модных течений и общественного мнения.

Используя этот аргумент, можно рассуждать о роли образования в жизни человека, о важности не только получения знаний, но и формирования личности. Можно также поразмышлять о проблемах современного образования, проводя параллели с ситуацией, описанной Пушкиным.

5. Тема времени и его влияния на человека

"Евгений Онегин" - это роман, в котором тема времени играет ключевую роль. Пушкин показывает, как время меняет людей, их чувства, взгляды на жизнь.

Мы видим, как меняется Татьяна - из наивной деревенской девушки она превращается в уверенную в себе светскую даму:

"Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!"

Онегин же, напротив, остается как будто вне времени. Он не меняется внешне, но внутренне переживает глубокую трансформацию. Отвергнув любовь Татьяны в молодости, он влюбляется в нее, уже замужнюю женщину, осознавая слишком поздно ценность утраченного.

Пушкин показывает, как время может изменить отношение человека к жизни, к любви, к самому себе. Он подчеркивает важность умения ценить настоящее, не откладывать жизнь "на потом":

"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;"

Роман также отражает изменения, происходящие в обществе. Пушкин рисует картину России начала XIX века, показывая, как меняются нравы, обычаи, мода.

Используя этот аргумент, можно рассуждать о влиянии времени на человека и общество, о важности умения адаптироваться к изменениям, о ценности каждого момента жизни. Можно также поразмышлять о том, как меняется восприятие жизни с возрастом, как опыт влияет на наши взгляды и решения.

Таким образом, "Евгений Онегин" предоставляет богатый материал для размышлений на различные темы, актуальные и сегодня. Этот роман, несмотря на то, что был написан почти два века назад, продолжает волновать читателей, заставляя задуматься о вечных вопросах бытия, о любви, дружбе, долге, о месте человека в мире и обществе.

Важно:

  • Не забывайте о конкретной теме сочинения, которую нужно раскрыть.
  • Не стоит пересказывать весь сюжет, лучше сфокусироваться на конкретных эпизодах, которые подтверждают выбранную вами тему.
  • Важно проанализировать образы героев, их действия и слова, чтобы подкрепить свои аргументы.