В 2023 году произошел взрывной рост
популярности китайских автомобилей на отечественном рынке. Однако многие все еще опасаются приобретать эти машины. Некоторые считают, что у них есть слабые места в эксплуатации, другие слышали о проблемах с поиском запасных частей.
Доступность запасных частей для китайских авто
Автомобилей из Поднебесной сегодня продано больше, чем завезенных комплектующих для их обслуживания. Обычно производители создают собственные центральные склады и просят Федеральную таможенную службу запретить параллельный ввоз запчастей. Китайские компании настаивают на том, чтобы дилеры самостоятельно формировали складские запасы. Не все к этому готовы, поэтому ассортимент пока не сформирован.В результате на сегодняшний день на складах может не быть нужных деталей. Фильтры, колодки, масла есть. А вот другие комплектующие иногда приходится ждать месяц-два. Но это не массовая проблема. Я думаю, дилеры в течение года решат этот вопрос и проинвестируют наличие запчастей.
Несовпадение с каталогом запчастей для китайских авто
Заводская комплектация одной и той же модели может отличаться. Из-за этого детали, подходящие по каталогу, могут не подойти на практике. Европейский автопром столкнулся с этими сложностями 25 лет назад. Тогда на Volkswagen Passat могло быть три типа тормозной системы, и определить, какие колодки нужны, можно было только по их форме или по маркировке бренда на суппорте.
Документация на китайские автомобили
Каталоги для новых машин есть. Также существует ремонтная и эксплуатационная документация. Но доступ к ней обычно получают только дилеры. В чем проблема? Автомобили продаются и эксплуатируются везде, а обслужить их безопасно могут только там, где открылся официальный салон. При ремонте европейских марок автосервисы привыкли пользоваться зарубежными агрегаторами или "пиратским" доступом. Подключаться к китайским системам "могут не только лишь все, мало кто может это делать".В Союзе Автосервисов уже давно существует проект "Даёшь доступ" с требованием раскрытия рынку технической информации. На прошлой неделе эту мысль озвучил и вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Падалко. Но на данный момент все импортозамещение сводится к переключению внимания с запада на восток. Китайские производители в ближайшее время воспользуются привилегиями, которые в свое время получили западные компании на территории РФ. Если, конечно, кто-то на законодательном уровне не вспомнит, что машины нужно не только покупать, но и безопасно эксплуатировать.
Почему трудно оценить китайские авто в действии?
Сам бум по этим машинам начался в 2023 году. В 2022 году был провал по продажам. Общее число новых автомобилей было значительно меньше миллиона — это антирекорд. И только в 2023 году мы начинаем приближаться к миллиону. Тогда активно вошли китайские компании, которые создали дилерские сети и заключили соглашения. Автосервисам, прежде чем делать выводы о качестве, нужно поработать с несколькими сотнями автомобилей, которые проехали более 100 тысяч километров. Современные машины хорошо "бегают" вопреки распространенному мнению, что раньше были "миллионники", а сейчас машины быстро выходят из строя. Так почему они ездят меньшие пробеги? Потому что их скручивают! По данным РОАД, 80% автомобилей на вторичном рынке со скрученным пробегом. Это большая проблема российского рынка. Она связана с тем, что у нас законодательно нет запретов на это.
ЕвроАвто сталкивается с этой проблемой как поставщик данных для, например, Автотеки.
Мы периодически получаем претензии от клиентов. Они требуют удалить информацию о их машине с жалобой на нарушение закона о персональных данных. Но информация о пробеге автомобиля не является персональными данными на основании 152 ФЗ, а согласие на ее хранение и передачу подписывает каждый автовладелец.
На основании пробега автомобиля выполняются все необходимые работы по техническому обслуживанию, а занижение показаний одометра по сути является обманом.
Оценить ресурс новых китайских машин сложно: машины еще не успели "прожить" несколько лет и накатать сотню тысяч километров, но в такси и каршеринге они уже активно используются. В независимые автосервисы китайские автомобили пока не так часто заезжают, так как многие еще находятся на гарантии. Были случаи когда ломались коробки передач, и агрегат требовал полной замены. Но это единичные случаи. Он не может подтвердить, что есть проблемы с подвеской, кузовом или покраской. В целом, китайские машины, в большинстве своем, качественные