Найти тему
Царское Село

Царское Село: архитектурный словарь

Анфилада – это ряд соединенных друг с другом помещений, которые расположены по прямой линии. Именно этот принцип использовал архитектор Растрелли при строительстве Большого Царскосельского (сейчас Екатерининского) дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Такая планировка визуально создаёт эффект бесконечного рукотворного пространства. Чтобы представить, какое впечатление производила на посетителей, Золотая анфилада дворца, обратимся к словам Александра Бенуа из его знаменитой книги про Царское Село времен Елизаветы Петровны: «Сразу из первой залы открывалась нескончаемая анфилада позолоченных и густо разукрашенных комнат. В глубине этого таинственного лабиринта, за бесчисленными дверями и стенами жило само мифическое существо: «сама благочестивая Государыня Императрица». Оттуда из глубины глубин, точно из какого-то зеркального царства, подвигалась она в высокоторжественных случаях и выходила к толпившимся в залах подданным. Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и шелками величественную фигуру».

Золотая анфилада Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Золотая анфилада Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Атланты – один из элементов декоративного оформления фасадов Екатерининского дворца, созданного Франческо Растрелли. Елизавета Петровна приказала позолотить весь декор, но в таком виде он просуществовал недолго, поскольку позолота быстро изнашивалась в суровом климате. Уже при Екатерине II из-за недолговечности и чрезвычайной дороговизны восстановительных работ по золочению было принято решение весь декор окрасить и более не золотить. Всего фасад украшают 52 фигуры атлантов.

Атлант на фасаде Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Атлант на фасаде Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Валериани – итальянский мастер, художник, который работал в Царском Селе с Франческо Растрелли. В 1742 году Валериани пригласили в Петербург. Для российского двора его приезд был большой удачей – контракт заключили с известным мастером, имевшим блестящую репутацию. В России проявились незаурядные деловые качества Валериани: у него было множество учеников, он выступал в качестве консультанта и эксперта в обсуждении различных творческих проектов, был автором инженерных и архитектурных проектов, возглавлял работы по оформлению самых престижных и значительных приемов Елизаветы Петровны в Царском Селе, принимал участие в организации балов, маскарадов, концертов, парадных обедов в качестве стихотворца, балетмейстера и живописца. Валериани – автор живописных плафонов Большого зала Екатерининского дворца, павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке, плафона «Вознесение Христово» центрального зала церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца.

Плафон в павильоне «Эрмитаж» Джузеппе Валериани. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Плафон в павильоне «Эрмитаж» Джузеппе Валериани. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Десюдепорт – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII веков. Если будете прогуливаться по Екатерининскому дворцу, то обратите внимание на эти эффектные панно в интерьерах. Например, в Картинном зале на каждом из четырёх роскошных резных десюдепортах изображена богиня мудрости и войны Минерва, которая в XVIII веке традиционно олицетворяла императриц, вначале Елизавету Петровну, затем Екатерину Великую. Амур, впервые на Золотой анфиладе представленный с перьевыми крылышками, преподносит божественной даме зеркало – символ справедливости и истины.

Дюседепорт в Картинном зале Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков
Дюседепорт в Картинном зале Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков

Екатерининский дворец – композиционная доминанта царскосельского ансамбля, великолепный образец русского барокко, любимый дом нескольких поколений российских императоров, парадная резиденция, которая поражает обилием золота, эффектных элементов декора, грандиозностью задумки и безупречным исполнением. Именно здесь расположена всемирно известная Янтарная комната. Протяженность фасада Екатерининского дворца более трёхсот метров.

Екатерининский дворец со стороны Парадного плаца. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков
Екатерининский дворец со стороны Парадного плаца. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков

Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. Монументальные печи Екатерининского дворца украшены многочисленными нишами, колонками, балясинами – и все они, в свою очередь, облицованы расписными изразцами «на галанский манир». По моде XVIII века на изразцах обычно рисовали архитектурные пейзажи, букеты, вазы, жанровые сцены. Кажется, что каждую печь можно рассматривать бесконечно – ни один сюжет не повторяется.

Изразцы «на галанский манир» в Екатерининском дворце. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Изразцы «на галанский манир» в Екатерининском дворце. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. В Царском Селе множество прекрасных лестниц, но особенно выделяется на фоне других лестница Камероновой галереи, названной по имени своего создателя – шотландского архитектора Чарльза Камерона, приглашенного в Россию Екатериной II. В книге 1939 года историк архитектуры Владимир Талепоровский писал: «Эта лестница – в полном смысле дерзостное откровение, своего рода вызов рутине. В ней, можно сказать, всё спорно. Она может даже не нравиться. Именно не нравиться, если подходить в ней с точки зрения общепринятых или регламентированных правил. Но она насыщенна бесспорным пафосом классики и непререкаемой поэзией античного Рима».

Лестница Камероновой галереи. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков
Лестница Камероновой галереи. Фото: ГМЗ «Царское Село», автор – Руслан Шамуков

Мозаика – рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали. Только представьте, что пол в павильоне «Концертный зал» в Екатерининском парке – это античная мозаика конца II — начала III века, привезенная в Царское Село из Рима в 1784 году. Черно-белая мозаика изображает эпизод мифа о похищении Европы Зевсом. Миф рассказывает о том, как Зевс, влюбившись в дочь финикийского царя Агенора Европу, явился к царевне в образе быка. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез ее на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев – Миноса, Радаманта и Сарпедона.

Античная мозаика конца II — начала III века в павильоне «Концертный зал». Фото: ГМЗ «Царское Село»
Античная мозаика конца II — начала III века в павильоне «Концертный зал». Фото: ГМЗ «Царское Село»

Опочивальня Александра I – один из роскошных интерьеров Екатерининского дворца, который не пережил Великую Отечественную войну и представить который мы можем благодаря акварели Луиджи Премацци. Известно, что спальню Александр Павлович очень любил, она перешла ему от бабушки – Екатерины II. Супруга императора Елизавета Алексеевна писала матери, что «император ...свою спальню любит как нечто одушевленное». Обратите внимание, на какой кровати спал император – на акварели она справа в нише. С самого детства Александра Павловича приучили спать не на мягкой, а на самой обычной – деревянной походной кровати. Подлинный исторический предмет сохранился, представлен в экспозиции памятных комнат Александра I.

Опочивальня Александра I в Екатерининском дворце. Акварель Луиджи Премацци. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Опочивальня Александра I в Екатерининском дворце. Акварель Луиджи Премацци. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Растрелли – гений архитектуры, знаковый человек для Царского Села. По указу Елизаветы Петровны он руководил работами по перестройке и реконструкции Большого Царскосельского дворца, создал отделку и убранство залов парадной Золотой анфилады. Он разработал «Генеральный план Царскому саду», в соответствии с которым проводились работы по благоустройству всей территории царскосельских парков. По проекту Растрелли в Екатерининском парке сооружаются павильоны «Эрмитаж», «Грот» и «Катальная гора» (последний павильон не сохранился).

Памятник Растрелли у Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Памятник Растрелли у Екатерининского дворца. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Скульптура – неотъемлемая часть Екатерининского парка. Собрание венецианской мраморной скульптуры первой четверти XVIII века – жемчужина царскосельской коллекции. Регулярную часть Екатерининского парка украшают работы итальянских мастеров Пьетро Баратты, Джованни Бонаццы, Антонио Тарсиа, Джузеппе Дземиниани. В Царском Селе парковая скульптура появилась при Елизавете Петровне. Однако сформировал эту обширную коллекцию ее отец – Петр I. Интерес императора к скульптуре был исключительным для своего времени. Петр начал планомерные закупки для своего Летнего сада. Император хотел «иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля».

Венецианская скульптура на Эрмитажной аллее Екатерининского парка. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Венецианская скульптура на Эрмитажной аллее Екатерининского парка. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Термы – античные бани в Древней Греции и Древнем Риме. Термы Камерона в Царском Селе – шедевр шотландского архитектора, выдающийся памятник европейской архитектуры и уникальный образец творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл. Комплекс, построенный в 1780-1787 годы, – важнейшая композиционная доминанта, связывающая регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка. Термы Камерона – сложный по объёмно-пространственному решению ансамбль. Часть его составляет Камеронова галерея с изящной колоннадой и эффектными спусками в парк. Галерея предназначалась для прогулок, отсюда открываются замечательные виды на парк и далекие перспективы за его пределами. Открытая терраса с Висячим садом и Пандусом, ведущим на Рамповую аллею, объединяет галерею с Агатовыми комнатами и личными покоями императрицы в Екатерининском дворце. В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, и жилые помещения для фрейлин.

Висячий сад у Камероновой галереи и Агатовых комнат. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Висячий сад у Камероновой галереи и Агатовых комнат. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Терраса – горизонтальный уступ земной поверхности в ряду других подобных, площадка. Пейзажную часть Екатерининского парка украшает Гранитная терраса, обращенная к Большому пруду. Её проект в начале XIX века разработал архитектор Луиджи Руска. Он планировал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако его замысел не был осуществлен, а в 1850-х годах на постаментах балюстрады установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других.

Гранитная терраса в Екатерининском парке. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Гранитная терраса в Екатерининском парке. Фото: ГМЗ «Царское Село»

Читайте также: Царское Село: шедевры коллекции