Найти тему
БАЛАГАН

Чёрный квадрат за 20 млн: сколько стоят картины в музеях Петербурга?

Оглавление

Что сложнее всего оценить? Конечно, искусство. Всегда сложно понять, почему картина стоит 1 млн. рублей, а не 2 тысячи. В этой статье мы попробуем оценить именно картины в музеях Петербурга.

«Женщина, держащая плод» Поль Гоген 200 тыс. долларов (Эрмитаж)

Часть коллекций Эрмитажа и Пушкинского музея построены на собраниях Ивана и Михаила Морозовых. Оба коллекционера скупали заграничное искусство импрессионистов и стали первооткрывателями в этом направлении. Не исключение и Поль Гоген, именное его приобрел Иван Морозов. Художник искал что-то необычное и пришел к островам Таити, где создал полотно «Женщина, держащая плод». Она считается одной из самых ярких работ в его творчестве. Картина находится с 1948 года в Государственном Эрмитаже.

«Женщина, держащая плод», Поль Гоген, 1893
«Женщина, держащая плод», Поль Гоген, 1893

«Остров мертвых» Арнольд Бёклин 440 тыс. долларов, (Эрмитаж)

«Остров мертвых» Арнольд Бёклин, 1901
«Остров мертвых» Арнольд Бёклин, 1901

Картину можно назвать загадочной, «Остров мёртвых» (точнее её репродукция) висела в начале прошлого века во всех домах Германии, и во многих в Европе. Среди ценителей этого символа смерти были такие известные личности, как Фрейд, Ленин и Рахманинов. Поэтому, когда картину приобрёл Эрмитаж, возникло много вопросов. Это шестая версия (и последняя), её приобрели на деньги пожертвования совсем недавно.

«Две сестры» Пабло Пикассо 1 млн 400 тыс. долларов (Эрмитаж)

Большое полотно, на котором изображены две женщины: монахиня из тюремной больницы и её сестра, девушка лёгкого поведения, которая передаёт ей своего ребёнка. Это полотно попало из коллекции Сергея Щукина. Русский коллекционер, как и братья Морозовы, приобретал «необычное» для того времени искусство. И стал главным заказчиком для Матисса и Пикассо.

«Две сестры» Пабло Пикассо, 1902
«Две сестры» Пабло Пикассо, 1902

«Девятый вал» Иван Айвазовский 1 млн 704 тыс. долларов (Русский музей)

У картины интересная история бытования: изначально она была в Государственном Эрмитаже, но когда открыли Русский музей императора Александра III, её передали в новый музей для основания собрания. Тем более, что Эрмитаж больше про западноевропейское искусство.

«Девятый вал» Иван Айвазовский, 1850
«Девятый вал» Иван Айвазовский, 1850

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан — 4,5 млн. долларов (Эрмитаж)

Вариант полотна, созданный в 1565 году, если верить преданию, живописец держал в своих руках за несколько минут до смерти. Он желал в последний раз взглянуть на своё любимое творение. Картина находится с самого основания собрания в Эрмитаже.

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, 1555 г.–1565 г
«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, 1555 г.–1565 г

«Черный квадрат» Казимир Малевича 20 млн. долларов (Эрмитаж, Русский музей)

Священное место, где Малевич решил повесить свой «Черный квадрат» на первой выставке, известно в России как «прекрасный угол» или «красный угол». Это место отводится для религиозных икон и таким провокационным ходом, поместив свой «Черный квадрат» в это «священное место», Малевич привлек внимание к тому, что считал самым важным произведением искусства на выставке, наделил его особой силой. Считается, что именно с этого момента начинает свою жизнь авангард! Условно, это икона авангарда.Сразу отметим, Черный квадрат хранится в Русском музее и Эрмитаже.

«Черный квадрат» Казимир Малевича, 1915
«Черный квадрат» Казимир Малевича, 1915

«Даная» Рембрандт Харменс ван Рейн 25 млн долларов (Эрмитаж)

«Даная» Рембрандт Харменс ван Рейн, 1636
«Даная» Рембрандт Харменс ван Рейн, 1636

В основе сюжета лежит древнегреческий миф о Зевсе, пришедшем к прекрасной Данае в виде золотого дождя. В 1985 году «Даная» вандал напал на картину, на холст была вылита серная кислота. Реставраторы огромные молодцы, сложно представить, как после такого можно было восстановить картину. Кстати, после вандализма все думали, что ее не получится сохранить и просто планировали сделать процесс консервации и оставить в этом же состоянии, произведение удалось восстановить.

«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» Камиль Писсарро — 32,1 млн долларов (Эрмитаж)

«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» Камиль Писсарро, 1897
«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» Камиль Писсарро, 1897

Картина была написана в последние годы жизни Писсарро, когда у него значительно ухудшилось зрение. Но ничто не могло остановить мастера от любимого занятия, и он создал прекрасную серию видов Парижа, состоящую из 30 картин. Картина попала из Государственного музея нового западного искусства, который сформировали коллекции Щукина и Морозова, в Эрмитаж.

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Клод Моне 48 млн. долларов (Эрмитаж)

Моне был импрессионистом, а импрессионисты любили поймать мгновение (и ощущение от него) на полотне. Картина попала в собрание Эрмитажа из национализированной коллекции Ивана Морозова.

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Клод Моне, 1903
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Клод Моне, 1903

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи — 226 млн. долларов (по приблизительным) Эрмитаж

Одна из двух Мадонн, которые хранятся в Эрмитаже. Это ранняя работа Леонардо и она по всем пунктам отличается от остальных. В 1912-м полотном антиквар из Лондона предложил за полотно семье Бенуа 500 тысяч франков (примерно 200 тысяч рублей), но владельцы пожелали, чтобы картина хранилась в России, и в итоге продали её Эрмитажу даже дешевле всего за 150 тысяч рублей. С тех пор она называется Бенуа. И сейчас картина стоит уже не 150 тысяч явно.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, между 1475 и 1478 годами
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, между 1475 и 1478 годами

А какая картина в Петербурге для вас самая дорогая?