Электромобили, будущее российских дорог, встречают на своем пути главный враг — реальность. Все эти сказки про экологичное и светлое завтра разбиваются о непреодолимую стену нехватки зарядных станций. Россия, как всегда, медленно раскачивается, и пока весь мир гонит вперед на электричестве, мы, как неугомонные романтики, всё ещё где-то на уровне дизеля, только теперь его называют «ЛАДА Ellada» и «Москвич 3е». Но обо всём по порядку. Запомните этот момент, когда "Москвич 3е" и "LADA Ellada" вдруг превратятся в икону прогресса — не потому что они лучше Tesla, а потому что больше ничего и нет.
Рост электропарка и китайское вторжение
Каждый год статистика радостно рапортует: электромобилей в стране стало больше! Прямо как котов в подвале — вроде есть, но их не видишь. За первую половину 2024 года парк электромобилей вырос на целых 27% — это почти 52 тысячи машин, из которых, конечно, треть осела в Москве. Впрочем, что ещё оставалось этим счастливым владельцам, если только в столице можно найти хоть какие-то зарядки? Свою лепту в это внезапное электровозрождение внесли китайцы, наводнившие рынок автомобилями с названиями, которые мы не всегда можем выговорить: Lixiang, Zeekr, Voyah и другие, что звучат как имена героев второго плана в дешёвом фантастическом фильме.
А для тех, кто привык ездить с комфортом, предлагают Audi e-Tron и Porsche Taycan. Ведь что может быть лучше, чем купить машину за десятки миллионов, чтобы стоять в очереди на единственную зарядку?
Государственная поддержка или электромобили по-российски
Конечно, государство не могло остаться в стороне и поспешило помочь. Правда, помощь эта, как всегда, особенная. Запустили льготное кредитование — аж с 35% скидкой! Сэкономленные деньги пойдут на штрафы за парковку, ведь с парковочными местами для электрокаров у нас тоже «всё хорошо». Но не стоит волноваться, ведь в качестве утешительного приза владельцы этих чудо-машин могут бесплатно ездить по платным трассам. Хотя на фоне отсутствия зарядок вопрос о том, куда они вообще смогут доехать, остаётся открытым.
Зарядные станции: миф или реальность?
Электромобили хорошо, но чем их заряжать? В стране, где бензоколонки встречаются чаще, чем нормальные дороги, зарядных станций катастрофически мало. Сеть ЭЗС медленно растёт, достигнув почти 7,4 тысячи станций — цифра, конечно, внушительная, если не учитывать, что половина из них медленные и для полной зарядки потребуется около 12 часов. Стало быть, ваш вечерний поход за хлебом превращается в многочасовое свидание с зарядкой.
Зато всё лучше, чем ничего. В Москве и Петербурге зарядки ещё как-то появляются, но стоит отъехать чуть дальше — и вам придётся полагаться на доброту местных жителей, возможно, предложивших вам удлинитель для зарядки из окна.
Магазины берут на себя
На этом фоне особенно комично выглядит инициатива ретейлеров, решивших внести свой вклад в развитие электрозарядок. «Пятёрочка» в Питере уже установила несколько универсальных ЭЗС рядом с магазинами — чтобы владельцы электромобилей могли подзарядиться, пока покупают гречку. Правда, заряжается автомобиль всё равно медленно, зато платить можно бонусными баллами. Представьте: ваш премиальный Mercedes EQS заряжается «апельсинками»! Это ли не прогресс?
Однако проблема остаётся — места под эти заправки мало, не везде можно их установить, а стоит это удовольствие дорого. Особенно радует перспектива зарядки у жилых домов — если соседи, конечно, не проголосуют против. А они, как показывает практика, голосуют именно так.
Что дальше?
Очевидно одно: в ближайшие годы зарядные станции будут множиться с той же скоростью, что и российский электропарк — медленно, но гордо. Основными городами для развития станут Сочи, Екатеринбург и Казань, как бы намекающие на то, что в остальной России электричество пока роскошь. Жить в умном, экологичном мире, где электромобили правят бал, всё ещё мечта, но мечты, как известно, бесплатны — как и парковка для этих машин.