Найти тему
Памфлет.ру

Электромобиль в России: революция или тупик?

Оглавление

Электромобили, будущее российских дорог, встречают на своем пути главный враг — реальность. Все эти сказки про экологичное и светлое завтра разбиваются о непреодолимую стену нехватки зарядных станций. Россия, как всегда, медленно раскачивается, и пока весь мир гонит вперед на электричестве, мы, как неугомонные романтики, всё ещё где-то на уровне дизеля, только теперь его называют «ЛАДА Ellada» и «Москвич 3е». Но обо всём по порядку. Запомните этот момент, когда "Москвич 3е" и "LADA Ellada" вдруг превратятся в икону прогресса — не потому что они лучше Tesla, а потому что больше ничего и нет.

Рост электропарка и китайское вторжение

Каждый год статистика радостно рапортует: электромобилей в стране стало больше! Прямо как котов в подвале — вроде есть, но их не видишь. За первую половину 2024 года парк электромобилей вырос на целых 27% — это почти 52 тысячи машин, из которых, конечно, треть осела в Москве. Впрочем, что ещё оставалось этим счастливым владельцам, если только в столице можно найти хоть какие-то зарядки? Свою лепту в это внезапное электровозрождение внесли китайцы, наводнившие рынок автомобилями с названиями, которые мы не всегда можем выговорить: Lixiang, Zeekr, Voyah и другие, что звучат как имена героев второго плана в дешёвом фантастическом фильме.

А для тех, кто привык ездить с комфортом, предлагают Audi e-Tron и Porsche Taycan. Ведь что может быть лучше, чем купить машину за десятки миллионов, чтобы стоять в очереди на единственную зарядку?

-2

Государственная поддержка или электромобили по-российски

Конечно, государство не могло остаться в стороне и поспешило помочь. Правда, помощь эта, как всегда, особенная. Запустили льготное кредитование — аж с 35% скидкой! Сэкономленные деньги пойдут на штрафы за парковку, ведь с парковочными местами для электрокаров у нас тоже «всё хорошо». Но не стоит волноваться, ведь в качестве утешительного приза владельцы этих чудо-машин могут бесплатно ездить по платным трассам. Хотя на фоне отсутствия зарядок вопрос о том, куда они вообще смогут доехать, остаётся открытым.

-3

Зарядные станции: миф или реальность?

Электромобили хорошо, но чем их заряжать? В стране, где бензоколонки встречаются чаще, чем нормальные дороги, зарядных станций катастрофически мало. Сеть ЭЗС медленно растёт, достигнув почти 7,4 тысячи станций — цифра, конечно, внушительная, если не учитывать, что половина из них медленные и для полной зарядки потребуется около 12 часов. Стало быть, ваш вечерний поход за хлебом превращается в многочасовое свидание с зарядкой.

Зато всё лучше, чем ничего. В Москве и Петербурге зарядки ещё как-то появляются, но стоит отъехать чуть дальше — и вам придётся полагаться на доброту местных жителей, возможно, предложивших вам удлинитель для зарядки из окна.

-4

Магазины берут на себя

На этом фоне особенно комично выглядит инициатива ретейлеров, решивших внести свой вклад в развитие электрозарядок. «Пятёрочка» в Питере уже установила несколько универсальных ЭЗС рядом с магазинами — чтобы владельцы электромобилей могли подзарядиться, пока покупают гречку. Правда, заряжается автомобиль всё равно медленно, зато платить можно бонусными баллами. Представьте: ваш премиальный Mercedes EQS заряжается «апельсинками»! Это ли не прогресс?

Однако проблема остаётся — места под эти заправки мало, не везде можно их установить, а стоит это удовольствие дорого. Особенно радует перспектива зарядки у жилых домов — если соседи, конечно, не проголосуют против. А они, как показывает практика, голосуют именно так.

Что дальше?

Очевидно одно: в ближайшие годы зарядные станции будут множиться с той же скоростью, что и российский электропарк — медленно, но гордо. Основными городами для развития станут Сочи, Екатеринбург и Казань, как бы намекающие на то, что в остальной России электричество пока роскошь. Жить в умном, экологичном мире, где электромобили правят бал, всё ещё мечта, но мечты, как известно, бесплатны — как и парковка для этих машин.