Мосты – архиважные инженерно-технические сооружения, которые могут связать воедино два берега или два обрыва какого-нибудь каньона. Иногда, несмотря на все сложности, препятствия и колоссальные финансовые расходы, построить мост – первостепенная задача. Хотя бы ради того, чтобы укрепить свои собственные границы, обеспечить беспрепятственное и быстрое прохождение грузов (улучшить экономическую ситуацию) и только потом – позволить своим собственным гражданам (либо подданным) наибыстрейшим образом перемещаться от точки до точки на карте.
Ранее я уже писала о том, какие невероятные сооружения создаются в Китае. На данный момент, не взирая на расходы, инженеры и строители Поднебесной научились строить самые длинные и самые высокие мосты в мире. Повторяться не буду – можете почитать сами, в кнце статьи оставлю ссылку. Но под одним из мостов, чтобы вы понимали высоту наглядно, можно установить нашу Останкинскую башню и ещё «чуть-чуть останется».
Но Китай – страна с плановой экономикой. Поэтому возведению грандиозных инженерно-технических сооружений не препятствует колоссальная совокупность факторов, которая присутствует в демократических странах с рыночной экономикой. Так не этим ли объясняется отсутствие принципиально-важного, стратегически и экономически значимого моста через Гибралтар?
Европа и Африка – два берега
В этом месте между двумя континентами всего 14 километров. Это – мелочи, с учётом того, что самый длинный мост в мире – это Даньян-Куньшаньский виадук, протяжённостью в 164,8 километров. Но если вас смущает слово «виадук», то тот же полноценный мост Макао-Чжухай-Гонконг имеет протяжённость в 55 километров!
Хорошо, если вас не устраивают примеры из Китая, то напомню, что и Россия осилила строительство длинного моста на полуостров Крым – керченское сооружение протянулось над водами на расстояние в 19 километров!
Как вы поняли, все эти примеры приведены для того, чтобы показать ничтожность расстояния в 14 километров. При этом выгода от этого моста всего за несколько десятков лет окупила бы любые расходы – грузовой трафик, минуя порты и объезды, нескончаемым потоком, напрямую бы вливался в пространство Европы, которой постоянно нужны ресурсы.
Так в чём подвох? Ответ – в следующем разделе.
Экономика, двуслойные течения и глубина
На данный момент строительству Гибралтарского моста препятствуют как минимум три фактора.
1. Первый самый понятный – строительство такого сооружения в демократической стране требует привлечения инвесторов и колоссальных ресурсов.
А инвесторы на то и инвесторы – всегда желают получить прибыль как можно быстрее и далеко не всегда решаются вкладываться в проекты, чья окупаемость может произойти через несколько десятилетий.
2. Тут же вмешивается и такой фактор, как политика. С одной стороны – демократическая Испания. С другой – Марокко, с монархической формой правления.
Не то, чтобы между странами присутствовали какие-то принципиальные разногласия. Однако здесь и разная по силе экономика, и разные подходы к ведению дел, и разные инженерно-технические возможности. Есть над чем подискутировать.
3. Двуслойное течение в этом месте – ещё один сложнейший фактор.
Оно будет буквально разрывать любое сооружение. И для этого либо потребуется возводить опоры моста с небывалой прочностью, либо…
… Либо придумывать какие-то принципиально новые технологии и разрабатывать новые подходы (об этом чуть позже).
Давайте конкретизируем информацию о течениях.
В верхнем слое, до 170-метровой отметки, с запада на восток, со скоростью до 7,5 километров в час 10 тысяч кубических километров атлантической воды ежегодно вливается в Средиземное море.
В нижнем слое всё по-другому – с востока на запад, со скоростью до 9 километров в час, до 6 тысяч кубических километров средиземноморской воды выливается в Атлантический океан.
Если кратко – то это архиважные течения для всей Европы. И если строительство чего бы то ни было приведёт к замедлению либо к остановке этих природных процессов, то последствия могут быть самыми печальными! Нет, не смертельными. Но изменение климата и природная катастрофа произойдёт со 100-процентной точностью.
Ну и глубина. В фарватере – до 338 метров. Наибольшая глубина – 1181 метр. И одно дело, когда мост выстраивают над ущельем. И совсем другое, когда пытаются вбить опору в изломанное дно, которое чуть ли не ежемесячно меняет свой облик.
И да! Гибралтарский пролив – следствие могучего движения тектонических плит. Они ползут друг от друга медленно – по нескольку сантиметров в год. Но это нужно тоже учитывать при строительстве.
Попытки обойти препятствия
Человечество – уникальное явление. Возомнив себя «царями Природы» мы запираем реки для строительства гидроэлектростанций и копаем каналы для беспрепятственного хождения кораблей. И любое препятствие на пути цивилизации и прогресса рано или поздно найдёт своего мыслителя, который, исходя из своих знаний и умений, будет думать над разрешением общечеловеческой проблемы.
Естественно, очень многие инженеры и изобретатели пытались стяжать славу победителей небывалой глубины и двуслойного течения.
Ещё в 1929 году Герман Зергель – немецкий инженер, предлагал поставить здесь гидроэлектростанцию. Да и не только здесь, но и между Средиземным и Чёрным морем – что пропадать второму хорошему проливу?
Проект имел своё название – «Атлантропа» и мог обеспечить абсолютно всё человечество колоссальным количеством дешёвой электроэнергии. Но было и ещё одно следствие – осушение большей части Средиземного моря с последующей высадкой на освободившихся территориях лесов и возделыванием пахотных полей.
Но благо, что проект так и остался на бумаге – в Природу столь сильно вмешиваться не стоит. Да и в ту пору, в первой половине XX века, человечество интересовало взаимное уничтожение, а не какие-то там гидроэлектростанции!
Следующий популяризатор идеи Гибралтарского моста – Василий Леонтьев. Нобелевский лауреат и выдающийся экономист пытался привлечь инвесторов описанием общечеловеческих выгод. Чего только не расписывал академик – сокращение времени пути, сокращение торговых путей, интенсификация трафика, создание колоссального количества рабочих мест – всё мимо. Никого не заинтересовали доводы известного специалиста. Да и не было главного – внятных технологий реализации.
Только Тунг-Йен Линь, несмотря на свой имя – американских инженер, в 50-х годах прошлого века предложил вполне себе жизнеспособный проект – поставить опоры моста как можно ближе к берегам, а центральный пролёт протянуть на 5 километров! Это тогда казалось неосуществимым – никто и не думал о технологиях, способных поддерживать столь длинный, сверхмассивный пролёт на отдалённых опорах. Но современные специалисты проект Тунг-Йен Линя всё же рассматривают на полном серьёзе – мысли американского инженера опережали своё время и вполне себе осуществимы во второй четверти XXI века.
Ещё один американец (только не смейтесь) – Юджин Цуй, в 2004 году предложил ещё одну альтернативу – плавучий мост. Часть коммуникаций должна была разместиться под водой, чтобы не мешать беспрепятственному прохождению судов. Часть – над водой. Но для реализации такого небывалого проекта требовалось насыпать целый искусственный остров посредине Гибралтара – сооружение нуждалось в третьей точке опоры, чтобы не уплыть в сторону Чёрного моря.
Проект Юджина на данный момент – самый технологичный и самый перспективный. Однако всё-таки технологически-нереализуемый – человечеству ещё нужно провести ряд инженерно-технических изысканий, для того, чтобы конструкция была устойчивой, не разрушалась от природных катаклизмов и функционировала на постоянной основе.
Заключение: а мост ли нужен?
Для справедливости следует сказать, что рассматривается и альтернатива мосту – небывалый, (пока что) невероятный подземный железнодорожный тоннель, договорённость о строительстве которого между Испанией и Марокко была достигнута в 2022 году. Известно, что европейская страна уже выделила деньги на исследования, а дата реализации проекта «плавает» где-то между 30 и 40 годом.
Будет ли создан такой тоннель? Покажет время, ибо у нас опять же пока что нет технологий для реализации проекта (глубина тоннеля должна быть никак не меньше 1,5 километров). Но то, что столь серьёзные исследования и изыскания уже идут – очень радует. Просто потому, что тоннель – наиболее понятная, приемлемая и реалистичная формула разрешения давней-давней проблемы человечества!
Ставьте лайки если статья была интересна, меня это очень стимулирует на развитие канала.