5.03.1953 скончался Сталин. И менее чем через 2 месяца его сын Василий, герой ВОВ, был арестован и обвинён в "антисоветской клевете". Незадолго перед этим он (за то, что не подчинился приказу тогдашнего советского министра обороны Булганина) был уволен из армии в запас, лишившись права носить военную форму.
Арест был очень быстрым, ему содействовали высшие партийные чины на тот момент, а именно - Хрущёв и Маленков (но прежде всего - первый).
Почему же Никита Сергеевич настолько недолюбливал сына Сталина?
Отметим, что Василий был уверен в том, что смерть его отца не была естественной. Он считал Берию, Маленкова и Хрущёва организаторами скорого ухода "вождя народов" из жизни.
И молчать об этом он не хотел. В частных разговорах Василий Сталин нередко ругал действующих руководителей страны, обвиняя их в убийстве отца.
Однажды он даже пришёл к посольству Китая, рассчитывая, что китайские коммунисты поддержат его, ведь они искренне любили Сталина.
Конечно, Маленкову с Хрущёвым было прекрасно известно про все подобные высказывания и передвижения Василия. В конце-концов потому он и был арестован 28.04.1953.
Что касается Хрущёва, он ещё в 1935 занял пост 1-го секретаря ВКП(б) по Москве и Подмосковью, и на этой должности очень рьяно заботился о том, как бы побольше людей арестовать.
Он продуктивно сотрудничал в данном направлении с Ежовым. Именно благодаря Хрущёву из 136-и изначальных секретарей райкомов партии в столице вскоре остались лишь 7, а остальные отправились в застенки и на расстрел.
В том же 1935 даже сам Сталин заступился за священнослужителей, поскольку по приказу Хрущёва в Москве были закрыты 79 церквей, а священники отправились под суд. По личному указанию Сталина всех их вскоре отпустили.
А в 1938 Хрущёв по работе направился в Украину вместе с Александром Успенским, тогдашним комиссаром внутренних дел. С ними в УССР поехала и группа из офицеров НКВД, которую возглавлял Ежов.
Целью была "чистка" руководства. Были выданы санкции на ликвидацию 36 000 человек. При этом для вынесения и исполнения в их отношении расстрельных приговоров даже не требовался суд (хотя бы просто формальный, для вида) - приговоры выносили тройки НКВД в составе Хрущёва, Успенского и местного украинского прокурора.
Работа такой тройки сильно повлияла на командный состав той части армии, которая тогда базировалась в УССР.
Жертвами репрессий стали 9 комкоров, 24 комдива, 87 командиров полка, 6 штабных руководителей корпуса, 18 начштабов дивизий, 76 начштабов полков, а также 19 руководителей отделов окружных штабов.
Всего с командных должностей сняли 2 922 человека, а репрессировали 1 066 из них. Конечно, это не могло не повлиять на результаты первого этапа ВОВ: ведь начинающие командиры были недостаточно профессиональными, нередко отдавая нецелесообразные приказы, вызывавшие тяжёлые потери в личном составе РККА.
Хрущёву нравилось репрессировать. В одной из телеграмм Сталину он беспокоился: "Из Украины каждый месяц поступает до 18 000 репрессированных, но Москва из них утверждает максимум 3 000. Примите меры". В итоге Сталин ответил Хрущёву: "Уймись уже, глупец".
Надо сказать, что Хрущёва Сталин откровенно презирал. К примеру, когда Никита Сергеевич как-то пожаловался вождю на Молотова, который, по мнению Хрущёва, намеренно тормозит развитие колхозов и производства, Иосиф Виссарионович иронично ответил ему: "Товарищ Хрущёв претендует на одновременно 2 должности - главный палач и руководитель Совнаркома?"
В ходе закрытого пленума ЦК в 1938 Маленков представил свой доклад под названием "О перегибах". В нём он указал, что Хрущёв очень склонен к перегибам, а проверки инициированных им арестов показали, что большая часть арестованных невиновны.
Ещё один момент - у Хрущёва тоже был сын. Его звали Леонид, он родился в 1919, в 1937 освоил профессию лётчика, в 1940 добровольно отправился на войну с Финляндией.
А в начале ВОВ Леонид Хрущёв сражался на Западном фронте. Его самолёт подбили в июле 1941, он выжил, но был ранен. Вернувшись в строй, летал дальше на самолёте Як-7.
А в феврале 1942, совершив 27 вылетов и уничтожив существенное количество немецкой военной техники рядом с Великими Луками, получил орден Красного Знамени.
Осенью же 1942 имело место трагическое происшествие. Сын Хрущёва с группой друзей, приняв изрядные дозы горячительных напитков, попробовал поиграть в Вильгельма Телля.
Леонид посчитал, что он способен сбить пистолетным выстрелом бутылку, поставленную на голову некоего военного моряка, который тоже был в той компании. Увы, пуля попала моряку в голову и он погиб.
Это привело к грандиозному скандалу. Хрущёву пришлось просить Сталина принять его. На встрече Сталин вёл себя непреклонно: "Я ничего не могу сделать. Нужно, чтобы всё было по закону".
Говорят, что Хрущёв плакал и даже рыдал. А когда Сталин развернулся и стал уходить, Хрущёв даже на колени упал и полз на них к ногам вождя.
Сталин от этого немного растерялся, но быстро собрался и позвал охрану. Его телохранители подняли настырного Хрущёва, отнесли в кабинет поблизости и позвали доктора, дабы тот привёл Никиту Сергеевича в адекватное состояние.
То, что такой унизительный эпизод реально был, подтверждает, в частности, сын Маленкова Андрей.
Правда, в конце концов Леонид Хрущёв отделался относительно легко. Сталин распорядился выслать лётчика снова на фронт для искупления вины. Перед тем, как погибнуть в бою, он успел совершить 6 вылетов и стать участником 3-х воздушных сражений.
А Хрущёву-отцу, по-видимому, вышеописанное унижение запомнилось до конца его жизни.
Как-то, когда Сталин уже был мёртв, Никита Сергеевич в кругу приближённых к нему лиц сказал: "Как Ленин когда-то наказал императора и его семью за брата, так я буду мстить Сталину, пускай и мёртвому, за моего сына". Однако фактически он мстил не за Леонида (ведь Сталин, в сущности, того простил) - а за себя.