В далеком 1707 году, в живописной и уединенной деревушке Кравотынь Осташковского уезда, на свет появился человек, чья судьба была неразрывно связана с искусством живописи. Его детство и юность прошли в условиях крепостного права, будучи крестьянином Пафнутьево-Боровского монастыря, что не мешало ему мечтать о свободе творчества. Лишь в 1753 году, спустя многие годы тяжелого труда, ему удалось освободиться от оков крепостной зависимости.
Путь к мастерству был долгим и тернистым. Начав обучение живописи в кругу своей семьи и под руководством местных осташковских художников, он затем продолжил свое образование в столице. С 1725 по 1741 годы он учился у петербургских мастеров, таких как И. Никитин и Л. Каравакка, специализировавшихся на портретной живописи, а также у В. Василевского, который обучал его искусству иконописи. Трудолюбие и талант позволили ему в 1740-е годы занять одно из ведущих мест среди живописцев Петербурга.
Мастера кисти создавали свои произведения на самых престижных объектах столицы. Его кисть украсила плафоны в Летнем и Зимнем дворцах Петербурга, а также в Царском селе и во множестве храмов, расположенных в самом сердце столицы. В период правления Елизаветы Петровны, с 1741 по 1761 годы, он принимал активное участие в оформлении величественных Триумфальных ворот, которые были установлены в Москве, Петербурге и Киеве.
С 1748 по 1768 годы он, совместно с А.П. Антроповым, исполнял обязанности надзирателя при Святейшем Синоде, контролируя качество иконописных работ. Обладая собственной мастерской и обучая около двадцати учеников, он продолжал развивать и передавать свою уникальную "живописную манеру", которая сформировалась в XVII веке и достигла своего расцвета в XVIII – XIX веках. В этой манере, вместе с братом Федотом, он создал иконы для Никольского Морского собора в Петербурге. Его портреты, выполненные с непревзойденным мастерством, сегодня хранятся в таких известных учреждениях, как Государственный Русский музей, Эрмитаж, а также в музеях Вологды, Твери и многих других городов.
Несмотря на свою известность и статус столичного живописца, он не забывал о своих корнях и поддерживал тесные связи с Осташковом и родным селом. Его советы и помощь местным мастерам были бесценны, а он сам служил им примером и вдохновением.
Завершил свой жизненный путь великий мастер в 1775 году, оставив после себя богатое наследие произведений и учеников, продолживших его дело.
Колокольников Мина Лукич
28 сентября 202428 сен 2024
9
2 мин