Недовольство российских дилеров продолжает нарастать. И чему тут удивляться? Раньше они торговали автомобилями именитых брендов. Там и усилий прилагать не приходилось.
Фанаты японских, корейских и немецких автомобилей сами приходили в салоны. Достаточно было дать им посидеть в автомобиле, и новый клиент практически готов. Минимум затрат с максимальной прибылью.
Февраль 2022-го года изменил жизнь многих людей, включая российских дилеров. Как давно вы задумывались о покупке нового автомобиля? Приходишь в салон, читаешь таблички с непонятными китайскими названиями, и не понимаешь, что из этого выбрать. Тут на помощь и приходит консультант.
Вот только ему приходится изрядно постараться, чтобы уговорить покупателя отдать предпочтение автомобилю с названием, которое трудно произнести. И дилеры не довольны складывающейся ситуацией.
Раньше их хватало лишь на «недовольное бурчание». Теперь дилеры осмелели и обратились с жалобами к Федеральной антимонопольной службе. Судя по всему, ситуация стала совсем печальной. Давайте разбираться.
РОАД вам в помощь
Стоит сказать, что в ФАС России обратились не сами дилеры. Да и не нужно им этого делать. Не даром же у нас работает РОАД, который представляет собой ассоциацию, созданную российскими автомобильными дилерами.
Суть претензий просто – монополизм и недобросовестная конкуренция. Ряд дилеров, пользуясь уловками в закон, поставляют в Россию автомобили по «скромным» ценам, что позволяет им не только неплохо зарабатывать, но ещё и демпинговать своих конкурентов. А кому это понравится?
Кроме того, дилеры недовольны китайскими производителями. Претензий набралось столько, что для них выделили целый отдельный список. В него вошли:
- нежелание производителей поддерживать дилеров на протяжении всего срока службы автомобиля;
- отсутствие в открытом доступе требований, которые производитель предъявляет официальным дилерам (в таких условиях практически невозможно продать бизнес);
- регулярные требования со стороны дистрибьютеров о проведении ребрендинга дилерских центров, которые ничем не обоснованы.
В этом списке уместилось больше требований. Основной посыл – китайские производители ведут себя слишком «нагло». Дилеров не поддерживают, запчасти не поставляют, компенсаций не дают. Разберем их более детально.
Отсутствие понятных стандартов и требований
Китайские автомобили наводняют российский рынок уже 2 года, а многие и того больше. И за это время производители так и не смогли сформировать четкую политику, проводимую в отношении дилеров. Российские продавцы сидят и не знают, примут их в «китайскую автомобильную семью», или они пройдут мимо.
А как работать, когда ты не понимаешь, как ты должен работать? Ведь требований нет от слова «совсем». Какое оборудование должно быть, не понятно. Какой штат работников и чем они должны заниматься, также. Выходит, что российские дилеры вынуждены действовать вслепую. Авось повезет.
И всему виной господство китайских производителей на российском рынке. Ну не чувствуют они конкуренцию со стороны отечественных концернов. Да и как тут её почувствуешь? Думаю, не нужно напоминать, откуда в России взялись новые «Москвич» и кроссоверы для «АвтоВАЗ».
Вот и получается, что производители из КНР чувствуют себя «хозяевами» ситуации. Захотели – работают с дилером. Не понравился – минус новый контракт. Желающие продавать китайские автомобили все равно найдутся.
Короткий срок дилерского соглашения
За годы работы с Японией, Кореей и Европой, российские дилеры привыкли к контрактам на 5, а то и 10 лет. Китайские производители действуют более осторожно. Редко кто из них готов предложить сотрудничество с перспективой на 3 или 5 лет. Год и не больше.
Дилеров такое положение дел не устраивает. Ведь для организации такого бизнеса нужно вложить немало сил и средств, а тут у тебя нет никакой перспективы. Кто знает, что будет через год. Примут очередной пакет санкций, и китайские производители просто растворятся, а дилеры останутся с дорогостоящей инфраструктурой, которая никому не нужна.
К слову сказать, и сами китайские партнёры осторожничают по той же причине. В любой момент они могут испугаться «западного кулака», которым им грозят уже давно. Перестанут поставлять автомобили в Россию – и дилеры останутся с носом.
Сталкивают лбами
Если говорить простым языком, дилеров не устраивает подход китайских производителей к выбору партнёров. Они могут дать представительство одному салону, а затем выдать такой же контракт соседям. И как продавать одни и те же автомобили на одной улице?
Дилеры не против сотрудничества, но хотят четко понимать, кто и на какой территории будет работать. За годы «сытой» жизни разучились они бороться за клиента. Привыкли, что прибыль постоянным потоком течет к ним в руки. А тут приходится перестраиваться под новые условия.
Безусловно, и европейцы могли выдать дилерское соглашение продавцам из одного региона или города. Но они смотрели на цифры продаж, прекрасно понимая, что потенциальных клиентов хватит на всех дилеров. Китайцы не заморачиваются изучением статистики. Договор подписали, а дальше только деньги ждут.
Никаких гарантий
Ещё одна проблема – отсутствие гарантий. Это как бывшая жена моего лучшего друга, не хотела давать развод, пока он не возьмёт на себя обязательство содержать их общий загородный дом. Так и здесь – китайские производители ничего не обещают дилерам.
Получается, что в любой момент они просто собирают свои вещи и уходят. Да, машины у дилеров останутся, но что с ними делать, когда новые никто не привезет, и запчасти брать негде.
Китайские производители не против штрафов и санкций за нарушение дилерского соглашения. Вот только распространяются они исключительно на дилеров. Кому охота самому себя ограничивать.
Выходит, что в любой момент производитель может наказать дилера, а тому и ответить нечем. Или выполняешь обязательства, или «до свидания».
Ребрендинг и страховки
Пользуясь сложным положением, китайские производители навязывают свои услуги. Захотели – потребовали поменять вывеску. Не понравился новый логотип – меняйте. И все за дилерский счет.
Не поменяешь – отменят соглашение. Аналогичная ситуация со страховками и кредитами. Китайцы не прочь навязать дилерам дополнительные условия при продаже. Да, те и сами неплохо справляются, а тут ещё дополнительный груз.
Анализируя ситуацию, начинаешь верить в существование кармы. Когда-то давно наши дилеры начинали наглеть, «впаривая» нам коврики по 300 тысяч рублей или другие опции. Они понимали, что альтернативы у российских покупателей просто нет.
Теперь им прошлось почувствовать себя в шкуре потребителя. И это положение им явно не понравилось. Ведь они не просто жалуются, а обращаются в ФАС. С другой стороны, а что сможет сделать это ведомство? Накажет китайских производителей? В это верится с большим трудом.