Руководители РЖД планируют ввести практически запретительные тарифы для предприятий. Обосновывают они это тем, что будет необходимо финансировать масштабную инвестиционную программу на сумму 1.8 триллиона рублей. При этом конкретные проекты, на которые будут потрачены деньги - не разглашаются. А такой долгосрочный проект, как Северный широтный ход пока не продвигается.
Тарифы на грузовые перевозки планируется поднять до 22%. Особенно обещают рост цен на отдельные позиции, такие как – транспортировка контейнеров и строительных материалов. Таким образом, стоимость для некоторых предприятий может вырасти до 30%
Руководство РЖД объясняет такой рост тарифов, - чтобы покрыть издержки инвестиций в инфраструктуру. Хотя, есть явные признаки того, что инфраструктуру особо не улучшается, а аварии на ЖД стали происходить чаще. Так в 2023 году сошел с рельсов пассажирский поезд, и причиной этому послужило – насыпь, которая требовала ремонта. Несколько человек погибли и получили травмы.
Банки не спешат выдавать кредиты на финансирование РЖД. Поэтому, одним из основных способов поправить финансовое положение является – поднятие налогов на бизнес и повышение тарифов.
Так как сейчас компании-операторы меняют своих владельцев, есть вероятность, что это может привести к монополизации рынка. Есть вероятность, что Федеральную грузовую компанию могут передать в частные руки, а ВТБ может стать владельцем Первой Грузовой Компании, что несомненно приведет к монополизации.
В РЖД прослеживается явная тенденция к увеличению своих инвестиций, а не улучшению и развитию инфраструктуры, и это может негативно сказаться на экономическом росте страны. Таким образом, напрашивается вопрос в целом, о реорганизации управления в железнодорожной отрасли.