Найти тему
Ярница

Платок

"А Вы, случаем, не мусульманка?"

Такой вопрос мне задала женщина в санатории, где мы десять дней отдыхали с Айной и нашей северной мамой.

Как-то так получилось, что приехав в Борок я приехала к себе. Уже очень давно я мечтала начать носить длинные платья в русском стиле, надеть платок на голову, как носили мои прабабушки на Дону. Но всё откладывала, смущалась. А тут такой шанс - новое место, где можно создать себя заново 🙂

-2

Ношу ли я платок постоянно? Да.

Нравится ли мне это? Да.

Как реагируют люди? По-разному. Кто-то робко интересуется какой я веры 😏 варианты были от старообрядцев до мусульман. Кто-то просто рассматривает с интересом. Кто-то с осуждением, мол нечего тут расшатывать привычное 😅

-3

Почему я это делаю? А почему бы собственно и нет? 🤔 Это часть моего культурного кода. В моём роду замужние женщины носили платки. Ещё каких нибудь сто лет тому назад это было совершенно обычно и обыденно.

Платок был логическим завершением костюма. Считалось, что женщина без платка, все равно, что "дом без кровли". Это было дико. Сейчас же, в нашем вывернутом наизнанку мире, оголенность по максимуму это норма, а закрытость - антинорма 🙈

-4

Повсеместно встречается информация о том, что в разных верованиях волосы считаются сакральной частью человека и покрывая их можно ощутить себя иначе. Могу отметить свои ощущения от ношения платка:

  • защищенность
  • собранность
  • вдохновение
  • наполненность энергией
Худ. Симаков Андрей
Худ. Симаков Андрей

Ранее, на Руси, платок подчеркивал семейный статус женщины. Символичным был переход от девичества к замужеству: вместо одной косы заплетали две, которые укладывали на голове и закрывали на затылке шапочкой, защищающей платок от загрязнения – повойником или волосником. Затем голову покрывали принятым в тех краях женским головным убором, например, кокошником или платком.

Худ. Симаков Андрей
Худ. Симаков Андрей

Если лёгкие и открытые головные уборы девушки символизировали её свободу, то закрытые и порой сложные уборы на голове замужней женщины показывали её привязанность к семье мужа и покорность ему. Ходить с непокрытой головой считалось из ряда вон: если желали опозорить женщину, то насильственно публично обнажали её голову, представляя её «простоволосой». Распущенные волосы ассоциировались с различной нечистью: русалками, колдуньями, ведьмами.

Даже мой дедушка всегда выступал против распущенных волос. Мол, косматой ходить неприлично, дико.

Худ. Виктор Бритвин
Худ. Виктор Бритвин

На юге России самым распространённым женским головным убором, начиная с XII века и доходя до начала XX века, была сорока – сложный головной убор, состоящий из многих деталей, число которых доходило до 20. Полагают, что своё название головной убор получил из-за своего сходства с птицей: в конструкцию головного убора часто входили крылья (боковая часть) и хвост (задняя часть).

Худ. Сергей Прошляков
Худ. Сергей Прошляков

Передней частью убора являлось очелье. Задняя часть включала полотнище, которое прикрывало волосы. Искусствоведы полагают, что сходство убора с сорокой связано с культом птицы. На Руси курица или утка считалась оберегом замужней женщины; головной убор в виде сороки был призван обеспечить рождение многих детей и защиту семьи. Усиливали этот смысл и солнечные знаки, вышитые на головном уборе.

Худ. Елена Колпак
Худ. Елена Колпак

Роль защиты от злых сил исполняла и кика (кичка) – головной убор замужних женщин с боковыми выступами, напоминающими рога. Происхождение слова ведут от старославянского слова «кыка», означающего волосы. После свадьбы на молодуху надевали так называемую «корону замужества» – кику с невысокими рожками. После рождения первого ребёнка защитные силы женщины должны были быть особо активными, поэтому и рога у молодой женщины становились высокими, до 20-30 сантиметров в высоту. По мере старения женщины рога становились ниже, а иногда вообще не делалась – кика становилась безрогая, показывая завершение цикла плодородности.

Худ. Андрей Ремнев
Худ. Андрей Ремнев

Всем известный кокошник, своей формой напоминающий полумесяц или петушиный гребень, получил название от древнерусского слова «кокошь», означающего петуха или курицу. Это праздничный головной убор замужних женщин, нарядный и красивый, имел распространение по всей территории Руси и затем России, меняя свою форму. Так, кокошники в форме полумесяца носили представительницы всех сословий в центральной части России; в виде конуса – в северных областях. Кокошник символизировал энергетическое поле женщины.

Худ. Мария Барковская
Худ. Мария Барковская

Однако самым доступным и распространенным головным убором женщин всех социальных и имущественных слоёв являлся плат, платок (повой, шаль, полушалок).

Свой первый платочек девочка получала из рук отца в возрасте пяти лет; в день помолвки отец надевал на голову невесты платок (пелену или ревун) как символ первого хода из рода отца под покров рода мужа; младенческую колыбель закрывали платком с особым образом завязанными узлами от сглаза; платками одаривали родственников и друзей в дни торжеств. Платки входили в состав приданого невесты и передавались по наследству.

Худ. Иван Куликов
Худ. Иван Куликов

В настоящее время платок у людей вызывает ассоциации с творческими народными коллективами, деревенскими бабушками, мусульманками или болеющими онкологией женщинами, прячущами под платок последствия химиотерапии. А всего-то, казалось бы, прошло не так много лет. Но как активно мы впитываем чужеродное и отрекаемся от своего...

Беречь, сохранять, передавать свою культуру – одна из задач, всегда присущая женщинам.

Чтобы уничтожить народ, нужно развратить их женщин. Тогда они не смогут воспитывать настоящих воинов» (генерал Ермолов АП)

Не сейчас ли самое время вспомнить нашу ответственность?

Ваша Светослава ☀️